Экумений: —
И, разумеется, мера — иносказательное обозначение равенства и справедливости. Ибо воссел на престоле Судия праведный; вознегодовал на толпы демонов и погубил нечестивого, предводителя их (Пс 9:5-6). Действительно, это символ праведного суда Господа, мера, уделяющая нам; и мы можем в Его присутствии говорить: ибо Ты спроизводил мой суд и мою тяжбу (Пс 9:5), чтобы мы, будучи народами, узнали, что мы — люди, и нас нельзя по участи скота тянуть за узду и удила и сбить с пути губительной тиранией.
Во время кровавой смуты, накрывшей всю территорию Российской Империи, произошли гонения, во время которых проявили себя епископы, священники, миряне устоявшие в вере и многие из них стали мучениками и исповедниками, получившими динарий (Откр.6:6) — вечную жизнь, как награду за верность. Святая Церковь, претерпев кровавые гонения, сохранила духовную чистоту, оставшись неповрежденной, как и заповедано символическими словами: елея же и вина не повреждай (Откр.6:6). Священнодействие и таинства продолжали совершаться.
Примасий: —
И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай
Я считаю, что различные числа — один и три — из-за различия исповеданий, а динарий обозначает жизнь вечную, которая среди пристанищ различных для всех едина, и если по различию заслуг один другого может быть достойней и большей удостоится награды, никто, однако же, не будет в сравнении с другими долголетней; где для каждого свое бессмертие, для всех одна вечность. Говоря о вине и воде, Он воспрещает надругательство над силою священнодействий, то есть над помазанием [Духом] и Кровью бесценной
Цезарий Арльский: —
В вине и масле — елей помазания [Духом] и [евхаристическая] Кровь Господа.
Свт. Андрей Кесарийский: —
Мера пшеницы, достойная динария, в переносном смысле означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ, три же меры ячменя — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ. — А что заповедано не вредить елея и вина, так это значит, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных и впадших в разбойники и не допускать смерти похищать тех, которые по долготерпению и великодушию Божию имеют побороть грехопадение.
Экумений: —
Сказано: елея же и вина не повреждай, — в том смысле, что особенным образом должно претерпеть то или иное тем, кто высокомерно относится ко всякому учению и обращению [к вере]. Господь хочет сказать: «Оставьте их и не производите им никакого вреда. Еще есть на них Моя милость, поскольку еще для них надежда возрадоваться божественной проповеди Единородного Моего Сына». Ибо вино доставляет радость духа сердцу человеческому.
Беда Достопочтенный: —
хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай
Берегись, говорит он, как бы дурным примером тебе не ввести в соблазн брата твоего, за которого умер Христос и который несет на себе знак святой крови и помазания. Потому что все — как имеющие превосходные заслуги, так и самые малые, — кто был напитан в Церкви верой во Святую Троицу, искуплены одной совершенной ценой крови Господней.
* * *