Толкования на Откровение Иоанна Богослова 6:4
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
(Откровение Иоанна Богослова 6:4)
Священномученик Ипполит, епископ Римский: —
Что действительно из колена Данова имеет родиться и восстать тиран, царь, судия ужасный, сын диавола, — пророк так свидетельствует: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили (Быт.49:16). Правда кто-нибудь возразит: «это сказано о Сампсоне, который родился от колена Данова и судил народ двадцать лет». Но на Сампсоне это сбылось только отчасти, вполне же исполнится на антихристе. Ведь и Иеремия говорит подобным же образом: От Дана мы услышим стремительность быстроты коней его, от гласа ржания коней его потрясеся вся земля (Иер.8,16)
Еще и другой пророк говорит: «соберет всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, (одинаково) пойдут вместе с ним; он сделает белым море от (множества) парусов его кораблей и сделает черным поле от (множества) огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани падет мечем«. А что все это сказано не о ком-либо ином, а именно о том тиране, — бесстыдном и богопротивном, — мы и покажем далее.
Итак, «…другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр.6:4). Итак, Андрей Кесарийский говорит, что рыжий конь означает или пролитую кровь, или же сердечную ревность мучеников. «“И сидящему на нем дано взять мир с земли” — эти слова указывают на волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных», — так пишет Андрей Кесарийский. Итак, Господь иногда специально посылает нам испытания, забирает мир из нашей среды и рассматривает нас, как мы поведем себя в условиях войны, войны духовной, войны социальной, войны религиозной. Бог испытывает нас не потому, что Он не знает нас, Он это делает для того, чтобы показать нам самим наше действительное состояние.
Далее сказано: «и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Здесь предлагается такое истолкование: «По снятии второй печати зрелище переменяется. На место белого коня является конь рыжий или красноватый, знамение кровопролития. Господь Бог предопределил Церкви Своей великие испытания, спокойствие ее скоро нарушилось»
Свт. Андрей Кесарийский: —
Здесь мы разумеем иное Апостольское учение, исполненное мучениками и учителями. Им, по распространении проповеди, когда природа разделилась сама на себя, нарушился мир мiра; ибо и Христос сказал: «не прiидох воврещи мир (на землю), но меч» (Матф. 10, 34). Им же мученические заклания вознесены на высший жертвенник. — Рыжiй конь есть знак или пролитiя крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа. — Словами сидящему на нем дано бысть взяти мир указывается на премудрое Божiе произволение, напастями испытывающее верных рабов.
Викторин Петавийский: —
[Данный стих] указывает, что это — войны, которые произойдут в будущем, как мы и читаем в Евангелии: восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения (Лк 21:10-11).