Зверь и тело его. Стр. 13

Экумений: —

Сказано: воды, на которых сидит блудница, суть люди и народы, — очевидно, те, над которыми город осуществляет власть. Как же Рим будет опусто­шен царями? Ведь это, как мы поняли, описано в книге Откровения. Возмож­но, они оспорят его в борьбе, как царицу, [властвующую над страной] сильной, густонаселенной, которой приносят дань. Стало быть, в войне за Рим неизбежно произойдет так, что он, будучи простерт как награда за победу, пострадает ото всех, подвергнувшись поджогу и опустошению.
Сказано: потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю их. Попущением Божиим это свершится теми, кто ему противится и желает его захватить. [Положил им на сердце] исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, и, словно по единому изъяв­лению воли, преданы они будут в подчинение антихристу, как прежде говорилось: доколе не исполнятся слова Божий. Это значит, что они станут подданными зверя, пока не настигнет его кара, положенная антихристу, и не свершится изреченное против него Богом через пророков. И желая еще яснее подчеркнуть, что это относится к городу, о котором речь [Иоанн] продолжает: жена же, кото­рую ты видел, есть великий город, цар­ствующий над всеми.

Сщмч. Киприан Карфагенский: —

И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
Христос же, учащий и указывающий, что языческий народ вступает в место, которое иудеи потеряли, а мы потом обретаем заслугой веры, претворил воду в вино. То есть Он указывает на то, чтобы люди лучше смешались и пришли бы на свадьбу Христа и Церкви в то время, когда иудеи отсутствуют. Ведь Божествен­ное Писание в Апокалипсисе пояс­няет, что вода обозначает людей, говоря: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
Мы отчетливо понимаем, что именно это содержится в Таинстве Причастия. Ибо, поскольку всех нас нес Христос, Который нес и грехи наши, мы видим, что под водой понимаются люди, а вином, безусловно, обозначается Кровь Христа. Когда же в потире вода смешивает­ся с вином, то люди единятся со Христом и верующий народ с Тем, в Кого уверовал, соединяется и сочетается. Такое соединение и связь воды и вина так перемешива­ется в чаше Господа, чтобы эта смесь не смогла бы быть отделена друг от друга. Потому ничто не сможет отделить Церковь — то есть народ, находящийся в Церкви, верно и настойчиво упорствующий в том, во что он верил, — от Христа, чтобы всегда хранилась и пребыва­ла неделимая любовь. Как при освящении чаши Господа не может предлагаться одна вода, так и не может одно вино. Ведь если кто предлагает только вино, то кровь Христа остается без нас. Если же одну воду, то люди остаются без Христа. Когда же оба они смешаны и связываются друг с другом нераз­дельным единством, тогда исполня­ется духовное и небесное Таинство.

Цезарий Арльский: —

Ст. 15-16 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне
Блудница — это роскошная жизнь, состоящая в грабежах и наслаждени­ях. Потому он сказал, чтобы они возненавидели блудницу, что жадные до наслаждений и гордые люди, алчные и надменные, не только преследуют святых, но также и сами пребывают в ненависти. И иным способом ненавидят те, на каковых исполняется написанное: кто любит насилие, ненавидит душу свою. И дальше: и разорят ее, и обнажат. Ибо эти люди через гнев Божий и справедливое правосудие, посредством которого они оставляются Им, опустошают мир, пока покорены ему и пользуются им несправедливо. И плоть ее съедят — это потому, что, согласно апостолу, они угрызают и съедают друг друга.