Евгений Авдеенко: —
В церковной традиции мы знаем о делах Еноха, что он обличал современников, что они нечестивые, и пророчествовал о грядущем суде. И сохранились слова Еноха – их передаёт св. ап. Иуда. Это его послание есть в Новом Завете. Он обращает их против тех, кто хулит Христа: «Горе им, потому что идут путём каиновым.» Смотрите как твёрдо держатся праведники противопоставляя Сынов Божиих детям каина, тем кто есть семя змея. «Горе им потому что идут путем каиновым. О них пророчествовал и Енох – седьмой от Адама, говоря: се пришёл Господь во святых мириадах Своих сотворить суд над всеми и изобличить всех нечестивых о всех делах нечестия их, которыми они не чествовали, о всех жестоких словах, которые сглаголали не Него грешники нечестивые». Смотрите как энергично «нечестие, нечестие, нечестие» повотряет Енох. О чём пророчествовал этот праведник? Енох пророчествовал об окончательном Страшном Суде, когда изобличится всякое нечестие. То есть Енох видит нечестие современников в эсхатологической перспективе. То есть сам он, вдумайтеся, братья и сестры. Он находится при начале мировой истории, он ещё Сифа видел; и при этом он видит конец истории, как сбывшееся событие: «Се пришёл Господь».
Это очень важная мысль: возможно взглянуть на историю как целое. Вот что даётся верующему человеку, кстати говоря. Мы можем всю историю видеть как осмысленное целое. Взгляд на историю как целое есть условие понимания её смысла. Вот когда человека удаляли из Рая, человеку была дана способность жить в истории, понимать её смысл. И вот мы видим конкретного человека, который явил эту способность – Енох.
При жизни он пророчествовал о конце мира, был взят живым на Небо, и будет возвращён на Землю перед концом истории. И он будет в конце делать то, что делал при начале. Он будет в Иерусалиме обличать в нечестии. То есть Енох, он современник Сифа, и соработник последнего пророчества. То есть он – историческая личность, в которую собралась вся история человечества.
Ну, я кратко вам напомню, что Енох и Илья – два предтечи второго пришествия Господа. То есть Енох и Илья – они сохранены для проповеди на последние дни. В откровении Иоанна Богослова они по имени не названы, но их узнают по грозным знамениям, которые были им даны на время свидетельства. Проповедовать Енох и Илья будут в Иерусалиме, который к тому времени станет духовно называться «Содом и Египет» для иудеев, которые не ведают что творят. И есть пророчество, кстати, это другое уже, что иудеи, которые искренне желали соблюдать закон Моисея, антихриста не примут. Вот ради таковых придут Енох и Илья, обратившихся будет не много. Енох и Илья будут убиты и радость об их смерти пройдёт по Земле между «народами, племенами, языками, коленами, потому что два пророки сии мучали живущих на Земле». И не погребенными они останутся лежать на площади Иерусалимской три с половиной дня, затем войдёт в них дух Жизни, они станут на ноги свои и взайдут на Небо в облаке, а враги их будут на это смотреть. Это я вам пересказал то, что говорит ап. Иоанн в Откровении.
Ну и опять-таки чудесное воскресение пророков Еноха и Ильи будет предупреждением погибающему миру. Вот через Еноха мы можем понять что такое личность в истории. То есть вся история человечества может войти в одну личность. То есть мировая история есть нечто соразмерное личности одного человека. История огромная, а жизнь человеческая такая короткая. Нет – учит св. Писание. Вся мировая история есть нечто соразмерное личности одного человека. То есть человек таков есть образ Божий, что он может все судьбы всего мира собой обнять. То есть история имеет единый смысл, история есть целое, и чем более человек целостен, тем лучше он понимает историю мира.
Кстати, а кто ещё подобно Еноху ходил пред миром? О ком так сказано, что он ходил пред Богом? Ной ходил пред Богом. Так Ной – он был кто? Он соединил собой допотопное и послепотопное человечество. Так вот о Ное говорит Писание, что Ной был человек целостный. По гречески – «телеиос», по-еврейски «томим». Вот целостность есть условие постижения мировой истории. Человек может полноценно понимать исторический процесс. Этот взгляд на земную историю сверху, с высоты Небесной. Вот Енох был взят на Небо, и к небу кстати поднимется ковчег Ноя. То есть мы можем понимать всемирную историю как нечто целое по стольку, по скольку мы сами целые и по стольку у нас есть взгляд сверху,с Неба. Мы знаем, что Небо несколько раз сближалось с Землёй. К Земле приближалось Церствие Небесное. И вот эти моменты сближения неба с землёй суть вспышки, которые помогают найти верный взгляд на целое мировой истории.