Экумений: —
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель
Серафимы, согласно божественному пророку Исайе, трижды изрекающие свят, замкнули троекратное славословие на одно господство, обозначая, что воспеваются Трое по [ипостасным] свойствам, или называя близким образом, по лицам, при том, что Божество едино по сущности. Так и в этой книге, трижды возгласившие выше аллилуйя и вознесшие почести каждой из трех святых Ипостасей божественные ангелы теперь воспевают аллилуйя в честь Пресвятой Троицы, разъясняя, что всевоспетая Пресвятая Троица имеет бытие в единичной сущности и Божестве.
Сказано: ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Господь наш Иисус Христос еще прежде спасительного вочеловечения воцарился с Отцом и Всесвятым Духом как единородный Сын и Слово Отца и Создатель всего. А после вочеловечения Он подобным образом Господь и Царь всего, ничуть не претерпев ущерб по причине воплощения в том, что касается власти и царствования над всем. Но поскольку, согласно всеведущему апостолу, мы еще не видим, что все находится под Его управлением, но в будущем веке все Ему покорятся, [в том числе] и ныне живущие, кто доселе не склоняет шеи перед ним и противится, поскольку покоряется и сама смерть — последний же враг истребится — смерть (1 Кор 15:26), — то по праву божественные ангелы восклицают: воцарился Господь Бог наш, вознося славословие к будущему веку, так как тогда, с покорением всего, Христос обретет совершенное надо всем владычество. Для одних осуществится эта покорность в муках, для других — в лицезрении, но не так, как ныне: сквозь [тусклое] стекло, гадательно (1 Кор 13:12).
Примасий: —
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель
Трубы означают то исповедание, о котором говорит Исайя: Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе (Ис 58:1). В этом исповедании также явлен ужас перед Божественным судом. Ужас, я полагаю, внушается также упоминанием грома <…> В образе многих вод, как водится, показаны те люди, которые воздают Богу хвалу: аллилуйя. Итак, когда Церковь проповедует, и страшится, и воздает хвалу, она ликует в трепете, как мы читаем: служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс 2:11).
Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Голос справедливо упоминает всемогущество Божие. Ибо Он сотворил из ничего то, что не существовало, и взыскал погибших во грехах, и отыскал заслуживавших наказания, и из этих Он милостиво сделал праведными тех, кого пожелал. Затем из них, словно из членов, создал для Себя Церковь, и когда Он искупил ее ради такой чести, то сделал ее Своей невестой, ибо она не заслуживала быть Его рабыней.
Беда Достопочтенный: —
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель
Громок голос поющих, велико благоговение сердца. Многократным повторением хвалы голос сорадуется падению нечестивых и вечной славе Господа и [верных] Его.
Лопухин А.П.: —
Ст. 6-7 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца.
В ответ на призыв Бож. голоса Иисуса Христа Иоанн слышит новое пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения многочисленного народа. Можно думать, что оно было столько же небесным, сколько земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики последнего времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога, т.е. царство будущего века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом, но не о совершившемся наступлении этого царства, а только о моменте самом близком к нему. Это — тот же самый момент эсхатологии, когда Господь по звуку трубы Ангела собирает всех Своих избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по правую сторону Своего престола (Мф. 25:23) для произнесения окончательного приговора суда. Общество верных христиан, доживших до последнего времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно приготовило себя к встрече своего жениха, Иисуса Христа.
Свт. Андрей Кесарийский: —
Ст. 7-9 И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность Святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца; и сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
Что Церковь одета в виссон, сие означает светлость ее в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размышлении и созерцании, ибо из сих состоят Божественные оправдания. — Вечеря Христова есть торжество спасаемых и согласная их радость, которую получат блаженные, когда войдут в вечный чертог со Святым Женихом чистых душ: неложен бо есть обещавый. — Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда царством небесным по славе его и честности, иногда — раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда — лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда — чертогом и браком не только по причине бесконечного веселья, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, — соединения настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония.
Апрингий: —
Ст. 7-8 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых
После произнесенного славословия, после того, как было услышано слово одобрения, в силе была вознесена похвала Богу и была словно глас громов, говорящих, для слуха, что наступил брак Агнца. Это будет, когда после кончины мира Христос упразднит всякое начальство и всякую власть и силу <… > и предаст Царство Богу и Отцу, <…> да будет Бог все во всем (1 Кор 15:24, 28). Когда Его жена, то есть кафолическая Церковь, соединится с Ним в чистоте веры, о чем апостол сказал: потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2). Итак, виссон, в который она облечена, — это не красивая одежда, но праведность святых.