I. Имя его: Свобода-Губитель. Стр. 44

Беда Достопочтенный: —

Град века сего сравнивается с шатким жерновом из-за тяжести его прегрешений и заблуждений. Ибо повсюду ходят нечестивые (Пс 11:9). Кара его справедлива — быть поглощенным волнами: ведь он уничтожил град Иерусалим волнами неверности, когда, сидя на реках Вавилонских, его жители оплакивали свое изгнание с небесного Сиона. Господь же обещал, что введшие кого-то в соблазн будут наказаны тем же самым образом. Церковь Иоанн тоже уподобляет камню, но крепкому и устойчивому, способному противостоять разгулу стихии.
Жернов можно также понять как страдание и муку, ведь, как рассказывают о блаженном Игнатии, на пороге смерти он воскликнул: «Я — пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом».
И голоса играющих на гуслях и поющих <… > и т.д. Из пяти чувств до сих пор не был упомянут слух; теперь говорится и о нем, что он будет отнят вместе с прочими мирскими вещами . Здесь словно бы говорится: то, что прекрасно на вид, мелодично для слуха, мягко на ощупь, приятно на запах и вкус, исчезнет из этого мира.

Лопухин А.П.: —

Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) Ангел бросил в море большой камень. Этот образ означает то, что как тяжёлый камень, брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по Бож. суду бесследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу Ангел далее присоединяет и словесное описание той опустошенности и заброшенности, которые постигнут Вавилон. В заключение Ангел объясняет и причину самого суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей торговле. Далее, вина в его волшебстве, т.е. его развращающей политике. Наконец, последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. XVII:6). Это значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства и место высшего проявления боговраждебности, был виновником пролития крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущего антихристианского мира были плодом и последствием всей долговременной истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон) падает и ответственность за все мировое зло.

Полноту этого события мы увидим, когда станем очевидцами грядущей катастрофы. Скорее всего, исходя из известной информации, человечество ждут как техногенные, так и природные катаклизмы. Например, (это не утверждение, а предположение) все средства массовой информации говорят об одной из вершин научно-технического прогресса — коллайдере, имеющем круглую форму, “подобный большому жернову(Откр.18:21). С его помощью, ученые намереваются уловить “частичку бога”. Трагедия современных ученых в том, что в своем исследовательском азарте, дойдя до очень высокого уровня познавания мира, они уже не могут остановиться. Они настырно пытаются открыть закрытую дверь, не зная, что за ней находится и их не пугает даже возможная катастрофа, которая приведет к “большому взрыву” и вызовет землетрясения, цунами и извержения вулканов. Слова святителя Феофана Затворника, приведенные ниже, применимы и к современным ученым, полагающихся только на свой ум, образованность и воображение.

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мысли на каждый день года): —

(Дея. 12, 12-17; Ин. 8, 42-51). Господь объяснял иудеям почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: «А как Я истину говорю, то не верите Мне». Ложь обратилась, как говорится, в плоть и кровь их и сделала истину невместимой для них. Отчего и ныне не веруют? Оттого же; Господь истину говорит, потому и не веруют. Но как же это? Ведь они все ученые и только у них речей, что об истине? Речей-то много, да дела никакого. Плетение систем их то же, что плетение паутинное; только они не замечают, этой непрочности. Начала систем их без оснований, и последующие повороты их без доказательств; а они все-таки удовлетворяются ими. На предположения такой образовался позыв, что, кажется, они одни составляют все содержание их умов; и, однако, это слывет солидным образованием. Туман мечтаний напущен ими на немногие добытые ими факты; и эти последние восстают в этом тумане совсем в другом виде, чем они есть на самом деле; однако, это слывет областью истины непреложной. Так-то ум стал гнил, и так-то испортили его вкус! Как вместиться в него истине? Вот и не веруют они Господу, Который говорит одну только истину.