И Ангелу Смирнской церкви напиши … Стр. 5

Духовные определения и толкования святых и богословов

Толкования на Откровение Иоанна Богослова 2:8

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
(Откровение Иоанна Богослова 2:8)

Свт. Андрей Кесарийский: —

Он первый — как Бог, и последний — как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертью.

Беда Достопочтенный: —

И Ангелу Смирнской церкви напиши
Этой церкви Иоанн говорит о том, как претерпевать преследования, что следует и из ее имени. Ведь смирна — это мирровое дерево, символизирующее умерщвление плоти.

Экумений: —

так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив
Первым Господь Себя называет по сущности Божества; последним же, очевидно, по вочеловечению и домостроительству во плоти. Как Он продолжает: Который был мертв, и се, жив, — иными словами, Тот, Кто прошел испытание смертью и смертию смерть умертвил.

Лопухин А.П.: —

Город Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года. Смирна и по сие время удерживает достоинство митрополии и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города этого края. К епископу этой церкви, может быть, к св. Поликарпу Господь обращается со Своим откровением. В Его словах заключается указание на Иисуса Христа как Вседержителя, который в Самом Себе указывает всему цель существования. Воскресение же Иисуса Христа уверяет христиан в возможности получения вечного блаженства после всеобщего воскресения и суда.

Толкования на Откровение Иоанна Богослова 2:9

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
(Откровение Иоанна Богослова 2:9)

Свт. Андрей Кесарийский: —

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, впрочем ты богат.
Знаю твои скорби и нищету телесную, которые терпишь ради Меня, будучи уязвляем неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровище, сокрытое на селе сердца твоего.
И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи; а они не таковы, но — сборище сатанинское.
Я знаю и злохуления сатанинского соборища, так как они суть не то, чем называются: «не иже бо яве Иудеи, но иже в тайне» (Рим. 2, 28-29).— Иуда же означает исповедание и покаяние.

Викторин Петавийский: —

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское
Следующее послание раскрывает иной образ жизни и обычаи другой группы. Одним словом, Он говорит: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, но будешь богат. Ведь Он знает, что у Него для таких имеется скрытое богатство; и знает о злословии от иудеев, которых Он не признает иудеями, но сборищем сатанинским, ибо они собираются антихристом. Первым же [из названных] Он говорит, чтобы они были верны до самой смерти, и кто будет верен, не потерпит вреда от второй смерти (Откр 2:11).

Апрингий: —

Он восхваляет деяния Своей Церкви, потому что она, преодолев многие искушения, достигла Царства. Он поощряет изящество нищеты, потому что Церковь отвергает многое из настоящего ради приобретения будущего. Впрочем ты богат — исполненный верой и полный изобилием благодати. И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Ибо Церковь часто получает многие обиды от тех, кто заявляет, что исповедует Бога, но не исповедует Его. Их сборище связано с дьяволом как с источником. Поэтому Господь увещевает Свою Церковь не бояться убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк 12:4).

Экумений: —

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету; и не говори вслед за отступниками иудеями: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? (Ис 58:3). Впрочем ты богат, продолжает [автор], поскольку ты имеешь в богатых покровителях Христа, пусть даже Он и умалился в бедности, ради нас приняв образ раба (Флп 2:7) и злословие подложных иудеев (имя Иуда переводится как исповедание). Итак, подлинными иудеями и духовным Израилем могут стать исповедующие Христа — а Израиль означает лицезрящие Бога. Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, как говорит Павел, но тот иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, а не по плоти (Рим 2:28-29). Стало быть, иудеи, которые остались неверующими, оказались богохульным сборищем под предводительством сатаны.

Тиконий: —

Он обращается к каждой церкви, которая, будучи нищей духом, обладает всем, как говорит апостол: поскольку ничего не имеем, то и обладаем всем (2 Кор 6:10). И злословят тебя те, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Здесь также очевидно, что Господь не к отдельной лишь церкви обращается, поскольку не только в Смирне были и пребывают злословящие иудеи. Однако допустимо двоякое понимание этого имени иудеев: или явные иудеи вне [Церкви], или те, кто находится внутри [ее], то есть неподлинные христиане. Поскольку набожность присуща иудеям, как говорит апостол: [Тот] иудей, кто втайне [таков], и кто обрезание [совершает] в сердце, по духу, а не по букве (Рим 2:28-29), а также обрезание — мы, служащие Богу духом <…> и не на плоть надеющиеся (Флп 3:3). Не следует же и нам самим оставить без попечения даже тех, кого называют сатанинским сборищем, поскольку Господь преподал нам пример выдержки, вплоть до конца вытерпев Иуду.

Лопухин А.П.: —

Словами 9 ст. Господь возводит смирнян к мысли о Своем промыслительном всеведении. Он видит человеческие скорби и материальную нищету; но ценит и терпеливую христианскую надежду, и преданность Богу, которые здесь названы христианским богатством. Апокалипсис называет иудеев сборищем сатанинским, давая этим самым понять, что он имеет ввиду иудеев, ставших в решительную вражду по отношению к христианству. А синагогальное управление их делало иудеев особенно сильными и вредными в этом случае (Иак II:6-7).