Первый Ангел вострубил. Стр. 8

Толкования на Откровение Иоанна Богослова 8:7

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
(Откровение Иоанна Богослова 8:7)

Свт. Андрей Кесарийский: —

Здесь, предполагают некоторые, указывается на мучения грешников в геенне, часто представляемые под образом чувственных страданий. Мы же думаем, что мучимых в будущем веке будет не третья только часть из всего множества человеческого, но более (ибо сказано: «широкiй путь вводяй в пагубу» (Матф. 7, 13), потому что обозначаются сим язвы, имеющие быть при кончине. — Град указывает на то, что наказания сии придут с неба по праведному суду; огонь с кровью на разорение городов, во все времена от рук воевавших происходящие, их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не мене третьей части всех живущих на земле тварей: войны истребляют не только людей, но и все земные произведения! Наше об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут на землю посланы кровь и огонь и курение дыма (Иоил. 2, 30-31).

Тиконий: —

Под огнем и кровью он обозначает гнев Божий, поедающий множество нечестивых.Здесь под землей подразумевается все, что с землей связано; деревья изобража ют людей, колеблющихся в неверии, словно увлекающихся всяким ветром учения (Еф 4:14), о каковых говорит и апостол Иуда: осенние деревья, бесплод ные, дважды умершие, исторгнутые (Иуд 1:12). А зеленая трава, как сказано [у Исайи], это плоть, упоенная роско шью: всякая плоть — трава (Ис 40:6). Однако, хотя Иоанн прежде определил, что три четверти проти вятся одной, которая обозначает Церковь, здесь он сократил долю противников Церкви до двух третей, а именно, одна треть из тех, кто внутри Церкви смешан с благочестивыми, — лжебратья, другая — те, кто отделился по языческим заблуждениям, пороч ной ереси и открытому расколу. Таким образом, Церковь (то есть одна треть) сражается против двойного зла, наподобие того, как единичность противится двоичности. Так, по Евангелию, царь с десятью тысячами войска вышел на битву против двадца ти тысяч. Так Бог устами Захарии обещал: И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истребле ны, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах 13:8-9).

Беда Достопочтенный: —

Первым звуком трубы [проповеди Церкви] отмечается уничтожение всех нечестивых огнем и градом. <…> Пропо ведь бедствий справедливо сравнивается со звуком трубы, знаменующей начало войны. В Писании говорится: возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его (Ис 58:1). И в другом месте: Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень (Ос 8:1). <…> Что геенна является наказанием за кровавые дела, возвещает пророческий голос: К великой жаре они перейдут от снежной воды (Иов 24:19). Слово кровь может также пони маться как духовная смерть души.

прп. Иоан Кронштадский: —

Таковы светлые надежды жизни нашей, ради которых легко потерпеть за Имя Его Святое те великие скорби, которые ожидают верующих в настоящие и в особенности в грядущие, самые последние времена, когда, по словам Св. пророка Даниила, наступит «время тяжелое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» (Дан. XII, 1).
Об этих предначинающихся тяжких временах предупреждает нас Сам Господь в Св. Евангелии, ибо предвидит, что многие могут быть прельщены среди поднятой по всему миру пыли от строящегося нового Вавилона, и многие предпочтут эту блудницу истинной Невесте Христовой, Св. соборной апостольской Церкви. Начало сему, уже положенное в последние века, усилится отступлением от Церкви целой трети чад ее, во образ того, как еще во времена творения вселенной совершилось свержение с Неба целой трети пресветлых сил небесных. Как это, так и то есть дело красного дракона, именуемого в Евангелии князем мира сего, у которого со времени Адамова грехопадения есть на земле свое царство, в котором творится все наперекор Богу

Свт. Игнатий Брянчанинов: —

вот страшные, но правдивые слова Владыки Игнатия (заметим, в еще большей степени соответствующие сегодняшней жизни России): «Христос соделался невидим для иудеев и невидимый ими удалился из среды их, когда они хотели убить Его (см.: Ин 8, 59): христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служением миру… Ныне все всею душою устремились к разврату, назвали его «наслаждением жизнью», – и пребывание в христианстве, возвращение к христианству сделалось невозможным для человечества Для того и другого необходимо всецелое оставление разврата, всецелое подчинение себя строгой христианской нравственности. Она воспрещает не только блуд, но и все, что приводит к блуду, чем внедряется в душу сладострастие, как то театры, плясания, карты и прочие игры сатанинские, языческую литературу; оно требует полного отречения от ветхого естества (см.: Лк 14, 26)» (Там же. С. 10-11)