Толкования на Откровение Иоанна Богослова 2:5
а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. (Откр.2:5)
Экумений: —
Здесь показывается не перемещение Бога, Который наполняет все, [с места на место], но своего рода перемена от долготерпения к наложению кары. А под передвижением подсвечника, то есть церкви, подразумевается то, что Он оставит [ее]. И когда это сбудется против грешников, Он навлечет на них всяческое потрясение и сумятицу, как и сказано: Око мое растревожено гневом (Пс 30:10), и сердце мое трепещет во мне (Пс 54:5).
Цезарий Арльский: —
Видите, что Господь не сказал, что уберет, но сдвинет. Ибо подсвечник обозначает единый народ христианский, и Он говорит, что сдвинет сам подсвечник, но не уберет
Под этим понимается, что в одной и той же Церкви сдвигаются злые и укрепляются добрые; и что скрытым, но справедливым правосудием Божиим злое уничтожается, благое возрастает — дабы исполнилось написанное: имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.
(Притчи 13:9)
36. а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего.
37. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем…
(Третья книга Царств 11:36,37)
потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
(Притчи 24:20)
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его — как горящий светильник
(Исаия 62:1)
ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. (Св. Евангелие от Матфея 6:22)
И глаголаше им: еда светилник приходит, да под спудом положат его или под одром? не да ли на свещнице положен будет?
(Св. Евангелие от Марка 4:21)
скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая.
(Послание к Евреям 9:2)
И обратихся видети глас, иже глаголаше со мною: и обратився видех седмь светилник златых,
(Откровение Иоанна Богослова 1:12)
23. и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
(Откровение Иоанна Богослова 18:23)
Таинство седми звезд, яже видел еси на деснице моей, и седмь светилник златых: седмь звезд ангели седми церквей суть: и седмь светилников, яже видел еси, седмь церквей суть.
(Откровение Иоанна Богослова 1:20)
И град не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его, и светилник его агнец.
(Откровение Иоанна Богослова 21:23)
И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светилника, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и воцарятся во веки веков.
(Откровение Иоанна Богослова 22:5)
Свт. Андрей Кесарийский: —
Движение светильника или церкви есть лишение Божественной благодати, по котором повергается она в волнения и колебания от духов злобы и, пособляющих им, злых людей.
Викторин Петавийский: —
Если же будет иначе, то Господь грозит сдвинуть светильник с места его, то есть рассеять народ.
Лопухин А.П.: —
Светильник, о котором здесь идет речь, есть церковь с ее архипастырями и благодатными дарами. Все это Господь грозит отнять у ефесян, перенести на другое место. — Теперь на месте древнего великолепного Ефеса из-за кучи развалин возвышается небольшая деревня Аиа-Солук, где стоит мечеть, построенная из прежней церкви И. Богослова. Так сдвинут со своего места этот светильник первобытного христианства