Тертуллиан: —
Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам побеждающему дам вкушать от древа жизни которое посреди рая Божия.
(Откр.2:7)
Свт. Андрей Кесарийский: —
Имеющий ухо, да слышит. — Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5). Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни, т.е. сделать причастником благ будущего века. — Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос
Свт. Мефодий Патарский: —
побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
<…> неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о древе жизни, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов.
Экумений: —
Имеющий ухо, то есть послушный и повинующийся божественным законам, да слышит, что Дух говорит церквам. Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).
Тертуллиан: —
побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Кем состязание проводится, как не тем, кто устанавливает венок и награды? Читай об объявлении такого состязания в Апокалипсисе; для этих наград Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы
Тиконий: —
Побеждающему дам вкушать от древа жизни, то есть от плода крестного, который, как Он говорит, в раю Бога моего. А под раем можно понимать Церковь, ибо все было приведено в образ, и, по научению апостола, Адам тенью предшествовал Грядущему. Воистину, древо жизни — премудрость Божия, Господь Иисус Христос, Который был повешен на кресте, Который и в Церкви, и в духовном раю подает верным жизненную пищу и таинство Хлеба Небесного, о чем можете прочесть: Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18).
Апрингий: —
побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут есть от древа жизни, из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: которое посреди рая Бога моего, где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий.
* * *