Вавилон. Cтр. 22

Трудный 4 ст 11 гл, но мы сейчас его дочитаем.

«И сказали: приидите, построим себе город и башню, и начало её в небе, и сотворим себе имя прежде чем рассеяться нам по лицу всей Земли». В истории Вавилона библейского и современного есть знак, что человек достиг вот этой точки, достиг нового самосознания, что действительно понимает себя как новую тварь яляется понятие, которое обозначает, что «дошли до точки», является понятие «общечеловеческого», «Общечеловеческие ценности». Вот раньше их не было, теперь они есть. Откуда они взялись? Ответ человека Вавилонской цивилизации.

Ответ человека Вавилонской цивилизации такой: «человечество пришло к общечеловеческим ценностям в результате своего прогрессивного исторического развития. Именно как существо общественное, человек на определённой стадии развития достигает сознания общечеловеческих ценностей как общеобязательных и общеуниверсальных». Человек стал «общечеловеком». Поскольку стадия, на которой человек стал «общечеловеком» определяется свободой конструирования в двузначной системе «кирпич асфальт» «ноль единица» — по стольку всякое общественное устройство получает теперь оценку тоже по двузначной системе, что соответвует, что не соответствует универсальным ценностям: «демократическое — тоталитарное» «открытое — закрытое» «свободное — несвободное». Общечеловеческие ценности они по условию своего возникновения таковы, что они общеобязательны и подлежат распространению по лицу всей Земли теми, кто их открыл на определённой стадии прогрессивного исторического развития. Строители Вавилона готовы сеять самих себя по лицу всей Земли. Субъект общечеловеческих ценностей таков, что он никого не Земле в покое не оставит. Ещё бы немного и из Вавилона того, из Книги Бытия, ещё бы немного и из Вавилона бы «вышел сеятель сеять». В извинении Вавилонских строителей древности тех из Книги Бытия скажем, что их готовность двинуться на все 4 стороны от центра и себя сеять выглядит не так нелепо, как у человека современной цивилизации. Тогда на Земле ещё не было многообразия народов, культур, языков, религий, цивилизаций. Однако вот о силе внутреннего убеждения тех древних Вавилонских строителей, что вот пора им скоро будет рассеяться по лицу всей Земли, мы отлично можем судить по той энергии, с которой судят и себя распространяет Вавилон современный.

Вот Вавилон современный, что мы можем ожидать от него? Широты, гибкости, терпимости, историчности в понимании? Ничего подобного. Самой процедуры в понимании других культур у современного Вавилона не больше чем в контактно-релейной схеме: контакт – единица, ноль – контакта нет. Вот, надо их понять, надо их увидеть. Человеки Вавилона ничего понять не могут. Для них нет других культур. Для них есть только они сами, которых они готовы сеять по всей Земле. Они искренне полагают, что действительно двузначная система, при помощи которой конструируется новый мир, есть одновременно и система оценки. Системой оценки они владеют. И при этом у них есть энтузиазм это всё распространять по лицу всей Земли.

Мы говорили о символиском мышлении, помните, это ещё на первых занятиях, образном мышлении. Это такая сфера сердечной разумной деятельности, в которой вера осуществляется как поколнение, как жертвоприношение, как таинство. Вера осуществляет себя через образ. Иссякает вера – иссякает и символическое мышление. И с другой стороны. Со стороны вот этой специфической деятельности познавания символическое мышление может разрушаться. Вот там, где энтузиазм души удовлетворяется соединением земного и небесного по типу и проекту Вавилонской башни – там нет места символу, иконе и художественному образу. И человек уже сам себя не может понимать как образ.

Где нет означаемого, которое превышает человеческое разумение, там нет и потребности в образе. Символическое мышление у строителей Вавилона атрофируется. Помните, как было после Потопа? «И была вся земля уста едины и глас един». Прошло. О каком взаимопонимании может идти речь посреди Вавилона? Язык человеческий терял своё символическое измерение, терял свою образность. Язык человеческий погибал.