Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:16,17
16. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
(Откровение Иоанна Богослова 3:16,17)
Свт. Андрей Кесарийский: —
Ст. 16-17 То отвергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Как, говорит, не в меру теплое вызывает рвоту у принимающих его, так, и Я извергну тебя, подобно отвратительной пище, в вечное мучение: ибо ты, тернием богатства подавил семя Божественного слова (Лук. 8, 7), не видишь своей душевной нищеты и не сознаешь слепоты своих духовных очей и наготы в добрых делах.
* * *
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:18
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
(Откровение Иоанна Богослова 3:18)
Свт. Андрей Кесарийский: —
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не была видна срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Если желаешь обогатиться, то советую тебе пламенным желанием и горящим сердцем приобрести у Меня, Обогатителя, золото переплавленное, т. е. очищенное огнем искушений. И от него будешь иметь в своем сердце сокровище некрадомое, облечешься в пресветлую одежду добродетелей, которою и покроешь происшедшую наготу греховную. — Коллурiй означает нестяжательность; ибо если “дары помрачают очи на них смотрящих, то к дарам презрение поистине просветляет их.
Сщмч. Киприан Карфагенский: —
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть
Следовательно, кто богат и состоятелен, купи себе у Христа золото, огнем чищенное, чтобы из своих нечистот, сгоревших в огне, ты смог бы стать чистым золотом, когда очистишься милостынями и благодеянием. Купи себе белую одежду, чтобы тот, кто в Адаме был наг и прежде коченел в отвратительном виде, облачился бы в белое платье Христа. Тот, кто является богатой и состоятельной матроной, пусть помажет глаза свои не сурьмой дьявола, но мазью Христа, чтобы смог достигнуть видения Бога, как только удостоится Его по делам [своим] и нравам.
Цезарий Арльский: —
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное
Чтобы ты, осуществляя милостыню и живя благими деяниями, сам стал золотом и получил разумение от Бога, и через обращение к благу заслужил бы мученичество терпения.
Беда Достопочтенный: —
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть
Довольствуясь одной верой, ты напрасно ищешь сокровищ благочестия. Если действительно желаешь стать богатым, продай все, купи испытанное в искушениях пламя любви и помажь очи разума твоего не сурьмой лживой похвальбы, но мазью Божественного разумения. Помазать очи мазью — значит через доброделание удостоиться понимания Священного Писания.
Примасий: —
Лишенных дел праведности Господь называет нагими и также обвиняет их в слепоте. Но тот одет в одежды белые, кто облечен во Христово крещение и наделен силой той веры, которая действует через любовь , ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27). Когда же Он говорит, что следует помазать глаза глазной мазью, Он призывает преклонить сердце к божественным Писаниям: Ибо заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс 18:9).
Лопухин А.П.: —
Ст. 18-19 Лаодикиец у Самого Господа должен купить, приобрести золото, т.е. заслужить себе от Бога Его всесильную благодать и особенно любовь, которая и есть первый и драгоценнейший дар св. Духа. Через эту Божественную благодать в таинстве покаяния приобретается чистая одежда оправдания; Божеств. благодать исцеляет и духовную слепоту, как каллурий (глазная мазь) излечивает обыкновенную глазную болезнь. Господь Бог, угрожая Лаодикийским христианам, однако же не лишает их и надежды. Кого Он любит, того обличает и наказывает; Его любовь еще никогда никого не оставляла, и для всякого есть надежда исправления.
48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:48-51)
9. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10. Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11. потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
(Св. Евангелие от Иоанна 12:9-11)
20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.
(Откровение Иоанна Богослова 9:20,21)