Протоиерей Павел Адельгейм в статье “Принят новый типовой Устав Прихода РПЦ” (17 декабря 2009 года) своего блога в “Живом журнале” обличал изменения в типовом Уставе Прихода РПЦ, нарушающие догматический смысл соборности Церкви: —
Сайт МП сообщил, что Священным Синодом 10 октября 2009 г принят новый Устав прихода, но публикация оказалась доступной на этой неделе. Действительно, изменения существенные. Завершился процесс абсолютизации власти епархиального архиерея. Авторитарное управление, давно сложившееся в епархиях, теперь закреплено в учредительном документе РПЦ МП. Три небольших статьи о прихожанах исключены из Устава РПЦ. Теперь в Уставе вовсе нет ни мирян, ни прихожан — ликвидированы, как класс.
«Учредители» упразднены из Приходского собрания и исключены из Устава.
Правда, я читал только Устав прихода. Полный текст Устава РПЦ пока ещё не получил.
«Епархиальный архиерей является высшим органом управления Прихода». Своим решением он назначает и освобождает настоятеля и членов причта, принимает и исключает членов Приходского собрания, помощника настоятеля (церковного старосту), назначает и увольняет Председателя Приходского совета. Утверждает Устав Прихода и протоколы Приходского собрания(Устав; 5,1).
«В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению»(ст.7,3).
Все существенные действия органов прихода сопровождаются пометкой «утверждает епархиальный архиерей». Приход лишён всякой самостоятельности в хозяйственной, административной, финансовой и проч. деятельности.
… С 1998 контроль ужесточился. Теперь приходы лишились всякой самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону.
Власть епископа не контролируется. Приход не имеет прав, отсутствует орган, в котором можно обжаловать действия епископа. Клирики и приходская община беззащитны перед произволом епископа. Остаётся надеяться, что епископ имеет совесть, и не будет злоупотреблять властью. Едва ли приход и клирики питают такие надежды. Опыт говорит об обратном.
Положение в РПЦ складывается угрожающе. Догматический смысл соборности Церкви оказался утраченным. Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Последствия авторитарного управления скажутся через 5-10 лет, как и последствия клерикализации и ОПКаизации. Скорей всего это приведёт к утрате нравственного авторитета РПЦ, который ещё остаётся, и негативному отношению населения, стремительно развивающемуся. Прогноз церковных последствий этой реформы будет очень серьёзным. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся катастрофы. Боже, милостив буди нам грешным!
Последняя запись в блоге протоиерея Павла Адельгейма: —
5 августа 2013 г. в 19 часов отец Павел убит у себя дома, ножом в сердце… Вечная память!