Пятый Ангел вострубил … Стр. 7

И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
(Откровение Иоанна Богослова 9:5)

Свт. Андрей Кесарийский: —

Пять месяцев мученiй означают, думаем, или их непродолжительность, ибо, по слову Владыки, «аще не быша прекратилися днiе оны, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мф, 24, 22), — или некое время пятеричное ради соответствия пяти внешним чувствам, которыми грех привходит в человека, — или время определенное, но известное одному Богу.

Беда Достопочтенный: —

Сколько бы ни поддерживала еретиков светская власть и, хоть некоторое время им и позволено мучить добрых, все же, по слову Господа, души убить они не могут. Пять месяцев времени века сего, без сомнения, означают пять чувств, которыми мы пользуемся. Как скорпион испускает яд из хвоста, так и нечестие злых ранит сзади, вкрадчиво призывая предпочесть заднее, то есть временные блага, переднему, то есть благам вечным.

Лопухин: —

считать за указание на период времени неопределенный для людей, но определенный для Бож. Промысла, каковой период будет нужен для наказания и для устрашения грешников и для явления Бож. правды пред глазами праведников.

Цезарий Арльский: —

Поскольку в Церкви две части — благих и злых людей, — одна часть жалится, чтобы исправиться, другая же оставляется для своего наслаждения. Часть благих предается унижению для познания Божией справедливости и в напоминание о наказании, как написано: благо мне, что Ты унизил меня, дабы я научился справедливости Твоей (Пс 118:12). Дано ей не убивать их, но только мучить, и мучение их подобно мучению скорпиона, когда ужалит человека. Это происходит тогда, когда дьявол через пороки или грехи дает выпить яд.

В рассматриваемом историческом периоде наступило время, когда:

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них
(Откровение Иоанна Богослова 9:6)

Свт. Андрей Кесарийский: —

И взыщут человецы смерти. — Сим указывается на мучительность страданий, так как призывание смерти свойственно людям находящимся в скорбях. — А что она не приходит, хотя они ее и желают, так сим показывается, что зависит это от определения Божия

Тиконий: —

Смерть считают отдохновением. Таким образом, будут искать смерти не для того, чтобы умереть, но чтобы самим получить отдохновение от зол, пока не придет конец злой порочности. Желают, иными словами, умереть, чтобы быть мертвыми для века [сего] и воскреснуть, согласно апостолу, для Бога (Рим 6:11). Апостол гласит: будут искать смерти, но не найдут ее. Желают обратиться к лучшему, чтобы обрести покой после воздействия греха. <…> Итак, смерть убежит, когда жизнь присутствует, и мы подлинно умираем, пока освобождаемся от скреп грехов.