Духовные определения и толкования святых и богословов
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 16:3
Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
(Откровение Иоанна Богослова 16:3)
Свт. Андрей Кесарийский: —
Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море
Не удивительно, что для обличения немощи антихриста и легкомыслия прельщенных Божественная сила чрез пророков Еноха и Илию преложит море как бы в кровь убитого и погубит все сущее в нем, как некогда сделал Бог чрез Моисея в Египте (Исх. 7, 19) для обличения упорства Фараона и показания Своего могущества, чтобы верные утвердились, а неутвержденные, видя восставшую на них за почитание отступника тварь, устрашились. Вероятно и другое предположение, что сим означаются поражения во время браней при его пришествии; ибо когда Гог и Магог будут наступать друг на друга во всех частях вселенной и когда непокоряющиеся ему цари будут истребляемы со всем войском, а по местам произойдут убийства, тогда вследствие морских битв море осквернится кровью и от убиваемых там ею же обагрятся реки.
Экумений: —
Кровь в море указывает на убитых в морских сражениях, а кровь в реках и водах, естественно, свидетельствует об убитых в сухопутных сражениях, что расположились лагерем на берегах вод.
Примасий: —
Он говорит, что вода превратилась в кровь. Легко обратиться от духовных вещей и мыслить по плоти, что, как мы знаем, безо всякого сомнения, выражено в той первой из казней, что испытали на себе по Писанию египтяне. Он говорит, что в кровь обратились пресные воды, или египетские реки, или дождевые воды, как гласят некоторые переводы: и дождевые воды их — кровь <… >
Однако здесь мы оказываемся перед вопросом, почему в этом месте говорится, что вторая чаша быт вылита в море, то есть в воды горькие и соленые. И сделалась кровь <… > и все одушевленное умерло в море. Я полагаю, что это те из народа иудейского, кто не только стремится рассуждать плотски о духовном законе, но по этой причине и распознать Христа в нем не могут. Как апостол говорит: если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1 Кор 2:8). Но вдобавок к этому они ведомы грузом дурных поступков, словно поражаются второй язвой еще худшей казни, потому что страстно стремятся к образу зверя и, начертание имени его имея, антихриста считают более достойным поклонения, нежели Христа.
Поэтому, возможно, здесь относится ко второй чаше то, что в Книге Исхода описано как происшедшее во время первой казни, поскольку бесплодные воды, кроме прочего, превращаются в кровавые нечистоты, из-за которых, как Иоанн говорит, все одушевленное умерло в море, то есть в веке сем. Здесь целое упоминается вместо части, как и в этом месте: нет делающего добро, нет ни одного (Пс 13:3). Конечно, явное бесплодие является свойством тех, о которых сказано: ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (Ис 5:2). Это те, у которых языки их развязались настолько, что они произнесли себе приговор: кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25).
Беда Достопочтенный: —
Те, кто не только несли на себе печать антихриста, но и нападали на верных слуг Христа волнами страшных гонений, будут наказаны духовной карой, называемой кровью, и хвалившиеся, что они живы, окажутся служителями виновника смерти.
Лопухин А.П.: —
Вторая чаша выливается в море — настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды по цвету сделалась сгустившеюся и темноватою кровью и к тому же зловонною. Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие (война) которое постигает антихристианский мир и природу того времени; бедствие притом не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из 9 и 11 ст., продолжающееся постоянно вместе с бедствиями других казней до самого конца мира.