Вавилон. Cтр. 5

«Да распространит Бог Иофета, и да вселится он в селениях Сима. И да будет Ханаан раб им» Симу и Иофету. Ну с Ханааном понятно, а вот Иофет вселится в селениях Симовых. Это пророчество имело смысл, относящийся ко времени Иисуса Христа. Исторический смысл: Римляне покорили Иудею и разрушили Иерусалим. И религиозный смысл, гораздо более значительный: Язычники иофетиды вступили в Церковь Христову: греки, римляне, славяне, германцы. Язычники воспользовались всем, что было предназначено и уготовано для иудеев – говорит Иоанн Златоуст.

«Да распространит Бог Иофета, и да вселится он в селениях Сима». Ни Сим ни Иофет не получили прямого благословения. Благословением Сима и Иофета Ной предвозвестил призвание двух народов. Через Сима – иудеев, через Иофета – язычников. Однако, в потомках Сима призвание произойдёт после Вавилона – это Авраам. А в потомках Иофета – только во времена Христа. Благословение Ноя завершено. И следующее благословение Бога будет дано очень не скоро – Аврааму. И оно станет прямым продолжением и развитием того, чем благословил сынов Ной. То есть благословение, которое получит Авраам – это будет через века и века. Оно будет прямым продолжением того благословения, чем благословил Ной своих сыновей. Иофет войдёт в Церковь Божью, сказал Ной. Но благословение получат все народы, и даже все племена Земли. Так Бог сказал Аврааму. Благословятся в тебе все племена Земли. Через Авраама – потомка Сима, благословятся все племена Земли.

Пожил же Ной после Потопа 350 лет и были все дни Ноя 950 лет, и он умер. Умер Ной, когда Аврааму было 58 лет. Ной был свидетель двух всемирных событий – потопа и Вавилонской башни. Закончился толдот Ноя. И на этом мы сегодня закончим.

* * *

Братья и сестры, мы приступаем к одному из центральных и ключевых для понимания всемирной истории эпизода св. Писания – сказания о Вавилонской башне. Именно приступаем, делаем приступ. А ещё не начинаем, потому что до Вавилонской башни Писание упоминает о рассеянии народов и повествует о Хаме. О Хаме мы говорили, и вспомним, что история Хама и таблица народов это не предисловие, это пролог к истории Вавилонской цивилизации. История Хама и таблица народов.

С Хама началась утрата сыновства среди сынов Ноя. При этом Хам это также и отрицание священства. Среди строителей Вавилона не было священства, оно там просто не мыслимо. В Вавилоне не было ни священства ни царства. Сегодня речь пойдёт о таблице народов, и одной из главных тем будет возникновение первого царства, как особой формы политического и духовного устроения общественной жизни. Приступим. И сегодняшняя наша беседа продлится дольше обычного, потому что мы должны рассмотреть цельны памятник – таблица народов.

10 гл 1 ст: «Вот родословные записи (толдот) Сынов Ноя — Сима, Хама, Иофета. И были у них сыны после Потопа». Начинается сводный толдот сынов Ноя. Обратим внимание, что Хам после известных событий не потерял сыновство. Лично Хам – не потерял. Потому что проклят был не Хам, проклят был Ханаан – его сын. У Хама, в отличие от Каина, есть родословие (толдот). Хам не проклят. Хам это только первый шаг к каинскому делу, окончательной утрате сыновства, которая произойдёт среди строителей Вавилона.

История Вавилонской башни предворяется списком народов рассеяния. Следствия описываются раньше причины. И народы рассеянные перечисляются как происшедшие от прародителей – Сима, Хама, Иофета. Таблица народов это исторический памятник всемирной истории человечества. Как Ною было дано откровение об истории человечества в целом. Так и древний Вавилон, мы к нему всё приступаем и приступаем, есть символ первой всемирной цивилизации.

Для того, чтобы мы вошли в этот символ (Вавилон), Писание проводит нас через список народов, которые были рассеяны по Земле вследствие этого опыта – построить всемирную цивилизацию.