21 ст : «И испил он от вина и опьянел и обнажился в доме своём». Обнажился в значении еврейского глагола «раскрылся». Далее, и увидел Хам, отец Ханаана. А это уже устойчивая характеристика Хама, что Хам – отец Ханаана. Значит ли это, что братья Хама были бездетными, а Ханаан родился в Ковчеге? Златоуст это комментирует: «Когда погибала вся Вселенная, ни столь великое бедствие, ни такая тесная жизнь в Ковчеге не могли обуздать Хама». Может быть Хам упоминается как отец Ханаанских племён в связи с будущей историей Израиля. Земля обетованная была этими племенами заселена. Может быть. Но другое важнее. Не то, чей отец Хам, а то, что он уже отец. Утрата Сынами Божьими своего сыновства началась от Хама, и это был процесс, и в этом процессе важно, что сын Ноя – Хам сам был отцом.
«И увидел Хам, отец Ханаана наготу отца своего». Произошло скорее всего пересечение двух невольных прегрешений Ноя и Хама. Ной мог не знать действия вина. Упоминание о винограде и вине до того не было. Кстати и в эллинской культуре мы находим свидетельство в мифологии эллинской, что изобретение виноградной лозы было очень поздним явлением, потому что Дионис, её изобретатель самый молодой из богов олимпийского пантеона. То есть виноградная лоза и вино это нечто позднее. Вот. Ной мог не знать действия вина, а Хам стал невольным свидетелем наготы отца. То есть пересеклись два невольных согрешения.
Видеть грех другого человека это испытание, лучше сказать – искушение. Поэтому христиане молятся: Господи, даруй мне зрети мои прегрешения, и не осуждать брата моего.
22 ст : «И увидел Хам, отец Ханаана наготу отца своего и исшед возвестил обоим братьям своим во вне». Мы молимся: Господи, дай не осуждать. А как не осуждать другого человека? Проще всего не смотреть. А если невольно увидел, то как не осуждать? Нужно пресечь корни, откуда осуждение растёт. А откуда оно берётся? Смотрим ту же молитву св. Ефрема Сирина: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне». Вот таковы корни осуждения. Праздный человек не ленивый, он деятельный на осуждение. Осуждение ищет выражение в слове. Осуждающий человек празднословный. Об этом говорит Писание в истории с Хамом. Хам возвестил то, что нечаянно увидел обоим братьям своим, да ещё и во вне. Нечаянно увидел и вынес из дома.
Кого осудил Хам? На этот вопрос нужно дать обстоятельный ответ. Кого осудил Хам. Есть люди, призванные видеть чужие грехи. Видеть чужие грехи может быть призванием. Видеть чужие грехи без осуждения – это призвание. Вот всякий, кто не радуется греху другого человека может без вреда зреть чужие прегрешения. Вот. А призванные к этому нелёгкому труду это священник, врач, педагог и родитель. Священнику открываются грехи, врачу открываются грехи, результатом которого являются болезнь, педагог не радуется, когда дети шалят, и отец не осуждает своего сына, когда тот грешит.
Символом родительского попечения о детях на языке Писания является отцовство. А теперь представим, что человек Богу усыновлён, как это было с предками Ноя. Отцы Ноя имели родословие от Адама и от Бога, поэтому они сыны Божии, но не только по родословию. Бог печётся о всём мире как отец. И Сыны Божии так делали. Смотрите – вот что важно: если Бог печётся о нас как отец, то и Сыны Божии делают так. Они имели о всём мире попечение и не судили. Бог Отец не судит, и Сыны Божии не судили.
Можно и с другой стороны посмотреть. По мере того как человек научается не судить, ему открываются грехи не только других людей, но и грехи мира. Это особое призвание. И у нас есть свидетельства, что именно таковы были Сыны Божьи до Потопа. Помните, ведь они несли на себе позорные, страшные, прямо Каинские имена: Каинан, Енох, Мафусал, Ламех. Это были такие имена, которые заставляли их зрети свои пригрешения и не осуждать брата своего будь он Каин. Отсюда рождалось их особое служение молитвы за весь мир. Вот, кто были подлинные великаны духа – вот это были Сыны Божии. И последним из них был Ной. Ной уже нёс иное служение. Ной притворил молитвенный опыт отцов в строительство Ковчега. То есть труды покаяния и молитвы о спасении мира Ной осуществил уже как дело спасения. Вот на примере Ноя видно как дела молитвы собираются, собираются в поколениях праведных и могут разрешиться всемирным, всем видимым спасительным делом.
Так вот Хам осудил Ноя, Сына Божьего.