1. Сведения о книге Откровение и ее писателе
Откровение, или по-гречески Апокалипсис, — пророческая книга, заключающая собой Новозаветный канон книг Священного Писания. Это богодухновенная, возвышенная песнь о торжестве Агнца-Христа над древним змием — диаволом. В ней открывается судьба Церкви в продолжение всех времен до обновления мира и наступления Царства славы. В ней находим разрешение многих тайн Священного Писания; здесь оканчивается то великое действие промысла Божия об искуплении рода человеческого, которое началось еще в раю обетованием о семени жены, которое сотрет главу змия.
Автор книги называет себя Иоанном (Откр.1:4, 9), самовидцем Иисуса Христа (Откр.1:2), находящимся на о. Патмосе (Откр.1:9), где он и получил откровение. Откровение возвещено Иоанну в «день Господень» (kuriakoz hmera), т. е. в воскресный день, а не в смысле эсхатологическом. Это день, следующий за еврейской субботой, ставшей уже в апостольское время праздничным днем у христиан). Эти краткие биографические данные, а также общность выражений Откровения и книг св. ап. Иоанна Богослова подтверждают древнее общецерковное мнение о нем как писателе этой книги. Подтверждают это также и многие Отцы Церкви: Иустин Философ, Ириней Лионский, Поликарп Смирнский и др.
2. Время и место написания Откровения
По свидетельству самой книги Откровения, оно написано ап. Иоанном на о. Патмосе во время его заточения. Время же написания указывается различное. Западные Отцы и учители Церкви (св. Ипполит, св. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним) считают, что Патмосское заточение было при императоре Домициане (81—96 г.), и время написания относят к 96 г. Но, судя до тому, что в Откровении только предсказывается разрушение Иерусалима и храма (Откр.11:2), случившееся в 70 г., а также по другим данным, большинство наших богословов считают, что эта книга написана в 68 г. при императоре Нероне или Гальбе.
3. Цель написания Откровения
С самого начала существования Церкви Христовой с ней повели ожесточенную борьбу иудейство и язычество. Изображение воинствующей на земле Церкви, ведущей борьбу под водительством Христа с силами зла и неверия и наконец побеждающей их, предсказание и изображение наступившего Царства славы для всех племен и народов, сохранивших верность Христу, составляет главный предмет Откровения. Главная же цель книги — укрепить веру и стойкость христиан ввиду непрестанных гонений и преследований за веру.
4. Замечания о толковании Откровения
Откровение, как книга пророческая, безусловно таинственно и трудно для понимания, однако Отцы Церкви относились к нему с глубоким благоговением. «Темноте сей книги, — говорит св. Дионисий Александрийский, — не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью ума моего… нахожу их только превосходящими мое понимание». Древнейшим толкованием Откровения, выразившим мнение древних Отцов Церкви, является комментарий Андрея, еп. Кесарийского (конец V века). Согласно его комментарию, свершение предсказываемых событий следует относить к последним временам бытия мира, т.е. к эпохе перед вторым пришествием Христовым. Новые, особенно западные толковники видят в Откровении изображение чисто исторических событий прошлого, лишь своеобразно преломившихся через вдохновенное восприятие Апостола. Более правильно в одних предсказаниях видеть отражение исторических событий с их пророческим смыслом, другие же прямо относить к концу мира. За 19 веков, истекших с момента написания книги, немало предсказаний уже исполнилось. Окончательно же их можно будет объяснить лишь тогда, когда все они исполнятся, или же надо иметь откровение, подобное автору Апокалипсиса. Каждое слово Откровения полно таинственного смысла. «В Апокалипсисе Иоанна столько же тайн, сколько слов. Но и этого было бы слишком мало сказать о достоинстве книги. Всякая похвала будет ниже» (Блаж. Иероним). Некоторые объяснения даются в самой книге: семь светильников вокруг Сына Человеческого означают семь церквей; семь звезд в деснице Его суть епископы семи церквей. Агнец есть Христос, а Ветхий денми — Бог Отец. Запечатанная книга означает глубину тайны, сокрытую от людей, а открытая Агнцем книга есть само откровение, данное Иоанну. Многочисленные бедствия, поражающие грешную землю, суть проявления праведного гнева Божия. Возвещение очередных событий означает, что все происходит не случайно, но по повелению Божию.
Московские Духовные академия и семинария