«и дам ему звезду утреннюю» (Откр.2:28). Патриарх Сергий (Страгородский) — безкровный мученик

Четкого определения термина «сергианство» вы не сможете найти нигде, кроме как в википедии или на сайтах православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Приведем это определение.


Сергиа́нство — устоявшийся в церковно-исторической и публицистической литературе термин (использовался преимущественно Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ) до её присоединения к Московскому Патриархату в 2007 году и иными православными группами, оппозиционно настроенными к последнему.
Обозначает политику безусловной лояльности коммунистическому режиму в СССР, начало которой обычно связывают с так называемой Декларацией 1927 года, изданной Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом (с сентября 1943 — Патриархом) Сергием (Страгородским) (1925—1944), идеи которой легли в основу отношения руководства Московского Патриархата к власти в советские годы. Термин имеет вполне выраженную негативную оценочную коннотацию, и использование предполагает полемический контекст.

17 мая 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.
17 мая 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.

В РПЦ МП (Московский Патриархат) понятие «сергианство» лишено всякого смысла ибо речь идет о Патриархе Сергии (Страгородском), который сделал все для того, чтобы Церковь Христова выстояла в тяжелейших условиях большевистских гонений.
Казалось бы и зарубежной церкви надо бы забыть о своих притязаниях на истину после воссоединения с РПЦ МП. Однако споры не прекращаются не только среди православных верующих живущих за рубежом, но и в России.
Некоторые дерзнули даже принести коллективное покаяние в “ереси «сергианства»”. О каком покаянии или даже обсуждении может идти речь, если нет четкого определения ереси и нет больше раскола, носящего политический характер, в основе которого было неприятие позиции ЛОЯЛЬНОСТИ к советской власти Патриарха Сергия. Позицию ЛОЯЛЬНОСТИ разделяли и Свт. Патриарх Тихон и епископы, написавшие знаменитое “соловецкое послание”, ставшие святыми новомучениками. Однако, всю тяжесть обвинений возлагают на Патриарха Сергия.

Патриарх Тихон (Беллавин). ИконаПатриарх Тихон
16 июня 1923 года находившийся в тюрьме патриарх Тихон обратился в Верховный Суд РСФСР с неожиданным заявлением: «…я действительно был настроен к советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям: обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 году …я раскаиваюсь в этих поступках против государственного строя и …заявляю Верховному суду, что я отныне советской власти не враг». Православный народ воспринял это заявление как вынужденное. Сам святитель Тихон, объясняя свое покаянное письмо, позднее говорил, что «с радостью принял бы мученическую смерть, но судьба Православной Церкви лежит на его ответственности» и «пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».

Как отмечал прот. В. Воробьев, «мы не можем сейчас установить все способы воздействия, которые тогда применялись». Однако, нужно учитывать тот факт, что готовился показательный процесс и чекисты следили за тем, чтобы меры «воздействия» не отражались на внешнем виде Патриарха, кроме того, начальник СО ГПУ Т.Самсонов пишет 11 апреля служебную записку сотруднику ГПУ Тучкову, что «Тихон должен быть здоров».

Заявление в советской газете патриарха Тихона

Время подтвердило правильность решения патриарха Тихона. После его возвращения из заключения, многие обновленческие приходы вернулись под его омофор, а перешедшие к обновленцам архиереи и священники массово приносили покаяние Матери – Церкви.
Сотрудники ЧК и на свободе не оставляли патриарха в покое, они следили за каждым его шагом, нередко устраивали провокации… да ещё и активное противостояние нераскаявшихся обновленцев и недостаток духовенства из-за арестов, расстрелов и лагерей.
У патриарха было очень мало помощников для управления Церковью и практически не было необходимой связи с епархиальными архиереями. А когда святитель в очередной раз не выполнял требования властей, арестовывался кто-либо из его немногочисленного ближайшего окружения. Патриарх Тихон однажды сказал одному из архиереев: «Если мы не будем идти на компромиссы, то тогда все вы будете расстреляны или арестованы».

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР (т.н. «Соловецкое послание» май 1926 года): —

Лояльности Православной Церкви советское правительство не верит. Оно обвиняет ее в деятельности, направленной к свержению нового порядка и восстановлению старого. Мы считаем необходимым заверить правительство, что эти обвинения не соответствуют действительности. В прошлом, правда, имели место политические выступления Патриарха, дававшие повод к этим обвинениям, но все изданные Патриархом акты подобного рода направлялись не против власти в собственном смысле. Они относятся к тому времени, когда революция проявляла себя исключительно со стороны разрушительной, когда все общественные силы находились в состоянии борьбы, когда власти в смысле организованного правительства, обладающего необходимыми орудиями управления, не существовало…
Всюду действовали группы подозрительных лиц… Они избивали епископов и священнослужителей, ни в чем не повинных, врывались в дома и больницы, убивали там людей, расхищали там имущество, ограбляли храмы и затем бесследно рассеивались. Было бы странным, если бы… среди этой всеобщей борьбы одна Церковь оставалась равнодушной зрительницей происходящих нестроений.
Проникнутая своими государственными и национальными традициями, унаследованными ею от своего векового прошлого, Церковь в эту критическую минуту народной жизни выступила на защиту порядка, полагая в этом свой долг перед народом… Но с течением времени, когда сложилась определенная форма гражданской власти, Патриарх Тихон заявил в своем воззвании к пастве о лояльности в отношении к советскому правительству, решительно отказался от всякого влияния на политическую жизнь страны. До конца своей жизни Патриарх оставался верен этому акту. Не нарушили его и православные епископы…

Соловки. заключенное священство
Заключенное духовенство на Соловках

Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода
Датировано 16/29 июля 1927 года. Было опубликовано 18 августа 1927 года в “Известиях”.

Патриарх Сергий…Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы Советской власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это — недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской власти многими представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже монархией, не порывая с Православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским правительством. Недаром ведь Апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить по своему благочестию мы можем лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2, 2); или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей Ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы.

Как видим в послании митрополита Сергия (Страгородского) также говорится о лояльности властям.

Протоиерей Павел Адельгейм (из книги “Размышления о церковной традиции”): —

Митрополит Сергий взял в руки церковную власть после смерти святителя Тихона. Он заявил себя Первоиерархом на спорных канонических основаниях. В 1927 г. Он издал Декларацию, неоднозначно воспринятую церковью, — церковь раскололась. Принявших Декларацию стали называть “сергианами”. Большинство епископов, клириков и мирян в России осудили Декларацию и перестали возносить за богослужением имя митрополита Сергия. От Декларации отмежевались соловецкие мученики и Зарубежная церковь. Отказавшихся поминать митрополита Сергия в качестве первоиерарха назвали “непоминающими”. Так возникла катакомбная церковь непоминающих, укорившая митрополита Сергия в нарушении канонических традиций и узурпации церковной власти. Приспосабливаясь к новым условиям, Декларация противопоставила решениям Священного Собора новый канонический порядок. Этот порядок не повреждал догматы и таинства: отступления касались церковного управления.

Авраам и Сара
Авраам и Сара перед египетским фараоном. Миниатюра греческой рукописи XII в.

Известный богослов Е.А.Авдеенко, рассуждая о библейской истории Авраама, праотца Церкви, и его жены Сары в Египте, описанной в книге Бытие, связывает эту историю с историей Русской Церкви в двадцатом веке и упоминает имя Патриарха Сергия, назвав его безкровным мучеником.

10. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12. и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13. скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя.
14. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15. увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16. И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19. Для чего ты сказал: «она сестра моя»? И я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми ее и пойди.
20. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
(Книга Бытие 12:10-20)

Е.А.Авдеенко (из стенограммы радиопередач «Жизнь Авраама»): —

Его (Авраама) положение в собственном смысле слова трагическое. Это большое испытание даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое добром является только по отношении к другому злу. Авраам для начала, видит ситуацию. Ему понятно как она будет развиваться. Златоуст поясняет: если бы он сказал, что Сарра жена, то и её отняли бы и его убили. Да, лицо смерти было ещё страшно. Златоуст замечательно выражение дал. Мысль такая: Златоуст говорит о том, что предчувствие смерти было совершенно иным чем после Воскресения Христова, когда он вывел души праведников из ада. Лицо смерти было страшно.
Итак, совет Авраама: «скажи, что ты сестра». Что перед нами? Ложь, и согласие на прелюбодеяние жены? Так мы это должны понимать? Подлинно ли Авраам побуждает Сарру лгать, что она ему сестра? Родства Сарры мы не знаем, но в Сынах Божьих от Ноя шел благочестивый обычай (это говорится в Книге Товита): брать жен от братий своих и не брать жены чуждой, которой не от племени отца твоего. Если кто в потомстве Авраама женился не на родственницах, то это исключение: Исав и Иуда. Сарра была Аврааму и жена и сестра, сестра по отцу, как он сам скажет в 20 гл кн. Бытия. И Авраам побуждает жену не лгать, а не всё говорить. Но главный вопрос: подлинно ли праведник соглашается на прелюбодеяние жены?
Так. Вот если поставить вопрос.
А если иначе спросить: а кто глава Церкви Божией? То есть, меня спрашивают: подлинно ли праведник соглашается на прелюбодеяние жены. Я вынужден ответить вопросом на вопрос: а кто глава Церкви Божией? Авраам? Тогда он принял последнее решение. И точно, это он дал согласие на прелюбодеяние жены. Или глава Церкви Бог? Тогда праведник, как говорится в псалме «возложил свою печаль на Господа», и дальше, ему, мученику и нам, сострадая, остаётся смотреть что будет.
Первое – будет послушание и жертвенная любовь Сарры. Златоуст поясняет: блаженную Сарру прославило послушание. Когда Церковь была не народ, а только семья – жена для мужа была Церковь. Сарра, от неё родится народ, от народа родится Спаситель Христос. Сарра, читай, вместе с Авраамом она Церковь, вместе с Авраамом они Церковь, Церковь даёт согласие на бесчестие. В Церкви спасение. Ради спасения Церковь даёт согласие на бесчестие.
Понятно ли в каком контексте читается эта история в современной России после гонений на Церковь в 20 веке? Мученики её не все прославлены. Особенно предстоятели Церкви, которые уподобились Аврааму в видении ситуации и решимости всё возложить на Господа, в отличие от Авраама, они не увидели при жизни своей правоты. Подтверждения правоты не увидели и после смерти не имеют общей от верующих благодарности. Я говорю о патриархе Сергии. Патриарх Сергий – безкровный мученик.
Когда Авраам дал жене спасти себя, и Сарра согласилась, жена стала образом Церкви, а семья Авраама родилась как Церковь. Главное произошло. Остальное – бесспорное подтверждение правоты Авраама, что он всё сделал правильно.
Вот такая история. Нет в ней ничего, что питало бы мух в нашей душе.

Историю об искушении Авраама и Сарры в Египте можно рассматривать на разных уровнях. Если восходить от смысла к смыслу, то через эту историю мы можем уяснить:
Первое: что есть вера. Второе: что есть Церковь. И третье: что есть жена.
Для верующего это научение и ободрение. Сколько пользы от искушений, говорит Златоуст. Авраам от смерти спасся, богатство приобрёл, и дела его разнеслись по всей Вселенной.
Второе. Церковь Божья имеет правило, как жить в мире сем. Как жить в сем мире. Если строго следовать правилам, это называется «акривия». Строгое следование правилам. То семья Авраама должна была решиться умереть в пустыне. И там в пустыне ожидать или смерти или помощи Божией. Однако, отец наш Авраам решил иначе.
Умение по обстоятельствам и на время отступить от точных правил и канонов благочестия самой церковной жизни, называется «икономия». Искусство компромисса – икономия. Значит, «акривия» — точно следование правилам, «икономия» — умение сообразоваться с обстоятельствами. В житии Авраама св. Писание даёт нам примеры икономии, первый и сразу крайний случай икономии. Урок бесценный для Церкви, когда её ведут на истребление. Очень надо любить Церковь, чтобы не оставить её умирать в пустыне. В такой «икономии» любовь есть, а гордости нет. Можно вроде бы одинаково выбрать смерть и выбрать жизнь, одинаково на Бога полагаясь. Это может быть так. А вдруг это так как это было на крыле храма «бросься вниз..» Искушение дьявола. Бросься вниз ибо написано «ангелам своим заповедает о тебе и на руках понесут тебя да не преткнёшься о камень ногою твоею». Христос дьяволу ответил из Писания «не искушай Господа Бога твоего». Так и мы от Писания скажем тем, кто упрекает Русскую Православную Церковь 20го века в соглашательстве с безбожной властью. Отец наш Авраам мог в пустыне ожидать смерти и помощи Божией, он решил иначе. Упрекайте его.
«Кто похулит Авраама – тот проклят от Бога»

Митрополит Сергий Страгородский оставался во главе Церкви в самый разгар большевистских безбожных пятилеток. Вне тюрем и лагерей оставалось всего четыре епископа. Во время войны организовал патриотическую работу православных людей в помощь фронту. В своих проповедях постоянно подчеркивал патриотический характер Русской Церкви. 8 сентября 1943 вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был вызван Сталиным, который объявил им о своем согласии созвать Собор для выбора патриарха. На Соборе Сергий Страгородский стал патриархом и об этом говорится в Откровении словами: «и дам ему звезду утреннюю» (Откр.2:28). Он начал трудную работу по восстановлению патриархии и приходов Русской Церкви.

Тертуллиан (155/60–220/40): —

побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Кем состязание проводится, как не тем, кто устанавливает венок и награды? Читай об объявлении такого состязания в Апокалипсисе; для этих наград Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы.

Мы признаём Патриарха Сергия (Страгородского) как безкровного мученика, пожертвовавшего собственным авторитетом, выступив в феврале 1930 года на пресс-конференции перед иностранными журналистами-иезуитами с опровержением мирового общественного мнения о гонении на Церковь в СССР

Прот Владислав Цыпин: —

18 февраля митрополит Сергий дал интервью иностранным журналистам, в котором вновь заявил, что «в Советском Союзе никогда не было и в настоящее время не происходит каких-либо религиозных преследований». Заместитель Местоблюстителя привел и некоторые статистические данные: в стране существует 30 000 приходов и 163 архиерея, «находящихся в каноническом подчинении Патриархии, не считая епископов, пребывающих на покое и находящихся в молитвенном общении с Патриархией». Обстановку, в которой происходили эти интервью, описывает митрополит Евлогий (Георгиевский):
«Оказывается, что текст большевики дали митрополиту Сергию за неделю до интервью, а потом держали его в изоляции. Перед ним стояла дилемма: сказать журналистам, что гонения на Церковь есть,— это значит, что все тихоновские епископы будут арестованы, т. е. вся церковная организация погибнет; сказать гонений нет — себя обречь на позор лжеца… Митрополит Сергий избрал второе. Его упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви. Ложью Церковь все равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств,— этого и не представить»

Н. Бердяев (Статья “Вопль русской церкви.” 13 сентября 1927 г.): —

Во имя Церкви, забыв о себе, патриарх Тихон согласился пожертвовать красотой и чистотой своего образа, согласился говорить языком, который у многих мог вызвать нравственное и эстетическое отталкивание. Мы здесь, за границей, на свободе, можем говорить, что хотим, языком чистым и красивым, можем представляться себе людьми, не способными ни на какие компромиссы. Но красота и чистота нашего языка, непримиримость наших выступлений не имеют большого нравственного веса. Совсем иной вес все имеет там, в России. Героическая непримиримость отдельного человека, готового идти под расстрел, прекрасна, полновесна и вызывает чувство нашего восхищения. Но там, в России, есть еще другой героизм, другая жертвенность, которые люди не так легко оценивают. Патриарх Тихон, митрополит Сергий не отдельные, частные лица, которые могут думать только о себе. Перед ними всегда стоит не их личная судьба, а судьба Церкви и церковного народа как целого. Они могут и должны забывать о себе, о своей чистоте и красоте и говорить лишь то, что спасительно для Церкви. Это есть огромная личная жертва. Ее принес патриарх Тихон, ее приносит митрополит Сергий. Некогда эту жертву принес Св. Александр Невский, когда ездил в Ханскую Орду.

Патриарх Сергий сделал все чтобы не были уничтожены епископат и священство. Благодаря его трудам Церковь устояла, таинства совершались, прославлены новомученики. В 2000 году Русской Православной Церковью прославлены в лике страстотерпцев  последний Царь, Император и Самодержец Всероссийскаий Николай II и его семья. Святые XX века почитаются верующими Русской Православной Церкви как в России так и за рубежом.

Какие бы доказательства правоты действий Патриарха Сергия (Страгородского) приведены не были, представители около православных, раскольничьих сект, групп и организаций по прежнему с настойчивым упорством будут стоять на своем. Поместив себя в духовный бетон, закрыв наглухо глаза и уши, поливают они Церковь и нашу Родину из амбразур своих мерзких ртов как пулеметными очередями грязными словами, составленных из заученных мантр: “сергианство”, “это не христианство”, “дилетантство”, “совковое мышление”, “нквд”, “совдепия”, “сталин”, “берия … “ненавижу” … “победы не было”, “победобесие”, “зачем Сталинград”, “зачем Зоя Космодемьянская”, “подвига Александра Матросова не было”, “гитлер бы помог” … “баварское пиво”, … “кайтесь в сталинизме”, “кайтесь в сергианстве” … “генерал власов — герой” .. “слава героям — навеки слава” …

Причина такого тотального непонимания, оглупления и духовной поврежденности проста. Мы живем в последний период Апокалипсиса. Война за души людей подходит к концу. Поле брани усеяно духовными вырожденцами. Духовными трупами …

“… трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих
(Откровение Иоанна Богослова 19:18)

… знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
(Откровение Иоанна Богослова 3:1)

«Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?»
(Св. Евангелие от Луки 18:8)

Для людей, находящихся в теле Церкви исторические события складываются в понятную логическую цепочку, которую разорвать ну никак нельзя.

  • Мы признаём Патриарха Сергия (Страгородского) как безкровного мученика.
  • Мы признаём Патриарха Тихона (Беллавина) первого Патриарха после синодального периода Церкви.
  • Мы признаём Великую Победу нашей Родины над страшным врагом — фашизмом в Великой Отечественной Войне
  • Мы признаём героизм людей русской цивилизации, проявленный в боях за Великую Победу
  • Мы признаём героизм русского народа, проявленный в трудовых подвигах во имя нашей Родины.
  • Мы признаём Святых новомучеников и исповедников Российских прославленных Русской Православной церковью на Поместном Соборе в 2000 году.

Извините за пафос. Попробуйте вставить отрицание НЕ в любое утверждение. Попробуйте что-то спрятать, завуалировать. Не получится. Историю не переделать. И сослагательного наклонения история не знает.

Святые XX века — соделованники (Полный Церковно-славянский словарь. сост. свящ. Дьяченко, изд. 1900 г.), сотрудники и помощники Патриарха Сергия (Страгородского). Они нас наставляют, помогают, исцеляют. Кто хулит Патриарха Сергия, тот хулит святых Русской Православной Церкви XX века.

Александр Шеметов
Куликово Поле Армагеддона

Сентябрь 2019


Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Собор Новомучеников и исповедников. Икона

Преподобный Серафим Вырицкий

Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельство очевидцев.
Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Незадолго до кончины преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание,
Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам».
На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года старец Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), ученый, врач, православный писатель.

При жизни Лука Крымский открыто говорил о том, что является епископом РПЦ, но, даже несмотря на это, советские власти  поощряли его за труд. Он был гениальным хирургом с мировым именем, и уже в сане священника он стал Лауреатом Сталинской премии. Его канонизировали всего спустя 39 лет поле кончины — удивительный случай, ведь обычно РПЦ ждет для этого 50 лет. Но быстрая канонизация была объяснена тем невероятным количеством чудес, которые происходили, когда к святому обращались за помощью.
К лику святых причислен в 2000 году.

Священномученик Се́ргий Флоринский, Раквереский, пресвитер

В феврале 1918 года Эстляндия была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят. Когда же власть в Везенберге, как и на большой части Эстляндии, взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима, в числе многих других жителей Везенберга из самых разных слоев общества.
По делу отца Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.
После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Раквере.
В июле 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Флоринский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 2 июля 2003 года на месте захоронения священномученика на городском кладбище города Раквере были произведены раскопки, в результате которых были обретены нетленные мощи святого. Ныне мощи священномученика Сергия Раквереского почивают в раке, установленной в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, священномученики Петр Корелин, Ефрем Долганев, Михаил Макаров и мученик Константин Минятов

Красным нужны были рабочие руки в строительстве укреплений против белых. Там и потрудились епископ и священник. После дня работы их снова посадили на корабль, а ночью вывели Петра Корелина на палубу, раздели, избили ремнями, обрили наголо, потом привязали к нему два гранитных камня и выбросили за борт. Позже такая же участь постигла Владыку.
Тело епископа Гермогена было найдено, останки отца Петра обнаружены не были, но решением Священного Синода он прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Преподобный Кукша Одесский

В 1938 году святой отец был арестован большевистской властью и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области (нынешняя Пермская). Но даже на тяжких лесозаготовительных работах Кукша помогал молитвой и вниманием другим заключенным вплоть до своего освобождения в 1947 году. Умер будущий святой в 1964 году в Успенском монастыре, что в Одессе. Известно много десятков случаев исцеления тяжелобольных на его могиле: землю, взятую оттуда, прикладывают к больному месту и болезни, по словам верующих, отступают.
Причислен к лику святых Кукша Одесский был 4 октября 1994 года.

Исповедник Сильве́стр (Ольшевский), Омский, архиепископ

В 1883 году Иустин окончил Духовную семинарию и поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в числе первых кандидатов в 1887 году.
Осенью 1919 года войска армии Колчака начали отступать и в конце 1919 года Белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ без колебаний остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. Захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя, чтобы он принес покаяние за христианскую деятельность. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прожигали тело, а затем раскаленным до красна шомполом пронзили сердце.
Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.
Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Русской православной церковью в 2000 году


 

Источники информации

1. Глава «И Ангелу Фиатирской церкви напиши … (Откр.2:18)» раздела «IX. Четвертый исторический период (444)» книги «Куликово Поле Армагеддона»

2. Сергиа́нство (определение)
3. Митрополит Сергий (Страгородский). Штрихи к портрету
4. Н. Бердяев. Вопль русской церкви. 13 сентября 1927 г.
5. СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
6. ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ
7. Соловецкая трагедия
8. ПАТРИАРХ ТИХОН СТОИТ В РЯДУ ВЕЛИЧАЙШИХ ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТЫХ
9. 100 лет гонений на Церковь – 4: Святитель и исповедник Патриарх Тихон
10. 80 ЛЕТ НАЗАД СВ. ПАТРИАРХ ТИХОН ЗАЛОЖИЛ ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
11. Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
12. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.