Зверь и тело его. Стр. 27

Свт. Андрей Кесарийский: —

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей
И испусти змий за женою из уст своих воду яко реку. Когда, говорит, Церковь побежит в места безводные и недоступные для входа прелестника, тогда, чтобы ее поразить, выйдет во след ее вода на подобие реки; иначе: выйдет множество или злых демонов, или различных искушений. — Земля же, говорится, помогала ей, удерживая стремление лукавых или дальностью расстояния, или безводием и засухою, или смиренномудрием святых, которые, говоря от сердца: «аз есмь земля и пепел» (Быт. 18, 27), тем самым расторгают все диавольския сети: ибо, как открыто Ангелом божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение.

Экумений: —

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей
Божественное Писание аллегорически называет искушение рекой. В одном месте говорит Иона: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня (Ион 2:4). В другом месте Господь говорит: Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и не упал дом, основанный на скале (Мф 7:25). Рекой называется искушение страданиями Господа. С их помощью змей пытался потопить Деву. И действительно, раз реки принесли Ее ко кресту и к высшей скорби, то змей был в состоянии исполнить намерение. А Симеон Ей что сказал? И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:35).
Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей на жену. То, что земля поглотила реку, означает, что она приняла искушение в себя, то есть приняла Господа умершего. Но не этим помогла земля жене, а тем, что вновь отдала Господа. Ибо Он восстал через три дня к жизни, поправ смерть, поскольку не в силах она была подчинить себе Того, Кто есть Начальник жизни, по слову божественного Петра.
Чтобы в итоге составилось цельное повествование, нужно знать концовку: но земля помогла жене. Затем как бы в ответ на вопрос: каким же образом помогла ? — следует ответ: поглотила реку, то есть, приняв в себя Господа, против Которого строились козни, снова отдала и тем самым помогла жене

Примасий: —

Ст. 15-16 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей
Допустимо здесь отнести именование земля к Церкви, как в псалме: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки (Пс 103:5). На твердых основах, то есть на святых, чьими молитвами и трудами учительства и распространения спасения уничтожаются явные хитрости врага. Однако было бы лучше понимать землю как человеческую природу во Христе, ибо она есть истина, которая возникла из земли (Пс 84:12) и которая всегда является пред лицо Божие, по слову апостола: предстал за нас (Евр 9:24). Ибо сказано, что эта земля, поглотив смерть, которую вобрала в себя, как бы открыла уста, чтобы, как мы знаем, проглотить начальника смерти изобилием своей жизни. Тем не менее дьявол был проглочен, когда Христос, сидя на горе и отверзая Свои уста, дал ученикам Своим большую заповедь, упразднив <…> закон заповедей учением (Еф 2:15).

Лопухин А.П.: —

Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд. Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое насилие и всякую лесть и хитрость, которые когда-либо были и будут употребляемы врагами Церкви против нее.

17. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
(Откровение Иоанна Богослова 12:17)