Зверь и тело его. Стр. 25

Тиконий: —

Хвоствраждебные пророки, которые звезды небесные, то есть простых людей, примкнувших к ним, на землю низвергли. А говоря о третьей части звезд, Иоанн показывает иудеев и их князей, которые, отвергнув Христа, нечестивым гласом восклицали, что не Христа хотят над собой, но кесаря, и потому казнили [Его]

Свт. Андрей Кесарийский: —

Под сим, думаем разумеется нечто двоякое: или первое его падение с неба, последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее на землю преступивших с ним Ангелов, или, по сокрушении главы его, движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования и сопребывания нетвердых, которые по просвещению во Святом Крещении образно названы звездами. Так и Давид пророчествовал об Антиохе, что он имеет быть образом пришествия антихриста.

Экумений: —

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Ибо сатана низверг большую часть ангелов, убедив их отступить от Бога, и соделал небесных перстными и светлых, как звезды, соделал тьмой. Хвостом, то есть как бы последними и задними прегрешениями. Ибо сам, прежде безумие и отступничество замыслив и в гордыне помышления вскормив его довольно, тем самым привел и остальных к погибели.

Викторин Петавийский: —

Когда Иоанн говорит, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд, то это понимается двояко. Многие полагают это так, что он мог увлечь третью часть верующих. Но более верно следует понимать, что речь идет о третьей части ангелов, поскольку сатана уже до того был князем, когда совершил падение с установленного ему положения

Цезарий Арльский: —

Хвостэто враждебные пророки, то есть еретики, которые через повторное крещение повергли на землю звезды неба, соединившиеся с ними: они — под ногами жены. Многие люди считают, что это те, кого дьявол сделал товарищами, сочувствующими ему. Это многие ангелы, низвергнутые вместе с ним, когда он упал.

Сщмч. Мефодий Патарский: —

Дракон великий, красный, многообразный, многовидный, седмиглавый, рогоносный, увлекающий третью часть звезд, подстерегающий, чтобы пожрать младенца рождающей жены, есть дьявол, строящий козни, подстерегающий, чтобы извратить преданный Христу ум просвещенных и возродившийся в них образ и подобие Слова. Но он не достигает цели и не уловляет добычи, так как возрожденные восхищаются на высоту к престолу Божию — то есть вверх к трону Бога и непоколебимому основанию истины возвышается ум обновленных, научившихся созерцать тамошнее и представлять тамошнее, дабы он не был обольщен драконом, пресмыкающимся долу. Ибо ему не позволяется губить тех, которые стремятся и взирают горе. Звезды же, которые он, касаясь их вершины концом хвоста, совлекает на землю, суть еретические секты. Ибо собрания иноверных надобно назвать темными, мрачными и низко вращающимися звездами, потому что и они присваивают себе знание небесного и веру во Христа, пребывание души на небесах и близость к звездам, как бы чада света. Но они низлагаются, будучи увлекаемы кознями дракона, потому что не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного его богопочтения. Посему они и названы третьею частью звезд, как заблуждающиеся касательно одного из числ Троицы. То касательно (лица) Отца, как Савелий, говоривший, что пострадал сам Вседержитель. То касательно (лица) Сына, как Артема и те, которые утверждали, что Он родился призрачно. То касательно (лица) Духа, как эбиониты, доказывающие, что пророки говорили по собственному побуждению. О Маркионе же и Валентине, и последователях Элкасая и других лучше и не упоминать.