Пушкин о Свободе. Стр. 2

Приведем полностью стихотворение “Памятник” А.С. Пушкина и комментарии к нему известного исследователя творчества поэта Т.Г. Цявловской.

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Цявловская Т.Г.: —

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (стр. 460). Написано на тему оды Горация «К Мельпомене» (XXX ода книги III), откуда взят и эпиграф. Эту же оду Горация перевел Ломоносов; ей подражал Державин в своем стихотворении «Памятник».
Александрийский столп — Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади; Пушкин «выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, моими товарищами» (запись в дневнике 28 ноября 1834 г.; см. т. 7). Причина была, конечно, глубже — Пушкин не желал участвовать в прославлении Александра I.
В черновой рукописи 3-й строфы называются еще и другие национальности, живущие в России, которые назовут имя Пушкина: грузинец, киргизец, черкес. Четвертая строфа читалась первоначально:

И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милосердие воспел.

Вслед Радищеву — как автору оды «Вольность» и «Путешествия из Петербурга в Москву». Восславил я Свободу — имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина.
Милость к падшим призывал — Пушкин говорит о своих «Стансах» («В надежде славы и добра…»), о стихотворении «Друзьям», о «Пире Петра I», может быть о «Герое», — тех стихотворениях, в которых он призывал Николая I вернуть с каторги декабристов.

Великий поэт родился в 1799 году, в год, который считают историки окончанием Великой французской революции, прошедшей под лозунгом “Свобода-Равенство-Братство”, уничтожившей сложившийся веками порядок, абсолютную монархию и провозгласившую Первую французскую республику. Для достижения своих целей эта революция-катастрофа сопровождалась жертвоприношениями огромного количества человеческих жизней, как, впрочем, и во всех последующих революциях.

А.С. Пушкин в дни своей молодости не избежал влияния свободолюбивых идей, как и всё образованное общество Российской Империи. Декабрьское восстание 14 декабря 1825 года было отражением духовных процессов, бродивших в умах свободолюбивого общества России. Величие А.С. Пушкина заключается в том, что он в своем символическом мышлении духовно прозрел и увидел за словом “свобода” не только политические и гражданские свободы и права, но и дух Свободы-Губителя, поэтому и вознёс это слово в степень имени, написав его с большой буквы: “… в мой жестокий век восславил я Свободу”. Из выше изложенного материала понятно, что декабристы, целью которых было свержение монархии, выступили под флагом Свободы-Губителя.

Символично также и то, что конфликт и дуэль состоялись между русским православным человеком Пушкиным и Дантесом, представителем свободной Франции.

Ф.М. Достоевский: —

Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

В славянском мире Достоевский является самым большим пророком и самым ревностным апостолом всеславянства. Он обличал и раскрывал пагубность лживого либерального мировоззрения. Слово “Свобода”, написанное Пушкиным с большой буквы и была той великой тайной, о которой говорил Достоевский.

К великому русскому поэту была проявлена милость Божия. А.С. Пушкин умер православным христианином, покаявшись и причастившись Святых Христовых Таин.