И Ангелу Лаодикийской церкви … Стр. 24

Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:14

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…
(Откровение Иоанна Богослова 3:14)

Свт. Андрей Кесарийский: —

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия.
Верностью означается истина Христова, а еще точнее, — Он Сам, как самосущая истина. — Начаток создания употреблено вместо «царство и всего начало», владычествующее над тварями. Ибо начальство или начало создания есть причина начальная и несозданная, т. е. личина предначинающая.

Свт. Феофан Затворник: —

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
Почему Спаситель назван началом создания? Назван так — и как Творец: ибо вся Тем быша; и особенно как воссоздатель падшего рода человеческого. Он по человечеству новый родоначальник наш. Он явил в Себе человека восстановленного. По образцу Его и силою Его восстановляются потом все люди. Он глава и начало.

Викторин Петавийский: —

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши
Также этот разряд, седьмой класс, являет людей состоятельных, верующих, обладающих положением, но верующих, как люди состоятельные, которые толкуют Писание в опочивальне, а вне дома никто не знает, являются ли они таковыми. А именно, они хвастаются, утверждая, что знают все; отличаются самоуверенностью, свойственной образованности, но пусты в делах. И потому Он говорит им, что они не холодны и не горячи, то есть они ни неверующие, ни верующие, ибо являются всем для всех. И поэтому тот, кто не холоден и не горяч, неизбежно тёпл, так что вызывает рвоту: и извергну тебя, — говорит, — из уст Моих  (ст. 16). Поскольку рвота ненавистна и ни от кого не скрыта, так и подобного рода люди, когда отвергнуты [Богом]. Но так как [сейчас] время покаяния, Он говорит: Советую тебе купить у меня золото, огнем чищенное (ст. 18) — то есть если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне. Глазною мазью помажь глаза твои — то есть чтобы свободно постигнутое через Писание ты стремился исполнить на деле. А поэтому если такие люди от великого падения обернулись бы к великому покаянию, то они не только могут быть полезны себе, но в состоянии принести пользу многим. И Он обещал им не скромную награду, а восседание на троне судьи.

Беда Достопочтенный: —

Лаодикия может означать либо любимый народ Господень, либо тех, что были извергнуты с блевотиной. Ведь о некоторых было сказано: Извергну тебя из уст моих, о других же: Кого люблю, того обличаю и наказываю. С греческого же это название переводится как праведный народ.

Примасий: —

так говорит Аминь, свидетель верный и истинный
Я думаю, надо рассмотреть, почему здесь стоит Есть и Аминь.Аминь — потому что говорят, что это переводится как истинно или верно, что, бесспорно, в этом месте надо сводить к той сущности Божества, говоря о которой, Бог сказал Моисею: Так скажи сынам Израиля: Тот, Кто Есть послал меня к вам. начало создания Божия
Истинно, так как было предсказано, что в лице единого Христа будет воспринята также и человеческая природа, [автор] далее говорит: Который есть начало создания Божьего. Под началом создания Божьего, естественно, должно понимать Христа Господа благодаря таинству воплощения, от лица Которого в Писании сказано: Господь создал Меня началом путей своих, и апостол говорит: имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника (Евр 10:19-21), и так далее. Ибо Он Сам — и путь, и цель, и начинатель, и свершитель, и альфа, и омега, — Сам и начало, до Которого ничего не было, и предел, Которому никто не наследует в Царстве.

Экумений: —

Начало создания Божия. Точно так же набросилась бы христоборная шайка ариан на высказывание, будто через эти слова представлена тварность Сына. Но не станем мы придавать внимания их кощунственным речам. Следует посмотреть, нет ли в каком другом месте Писания чего-либо подобного, чтобы кто-нибудь мог сделать сходные выводы из рассмотрения сходных мест. Мудрый апостол говорил о Сыне, когда писал колоссянам: Он — начаток, рожденный прежде всякой твари (Кол 1:15, 18), а не — «сотворенный первым». Сказал и пророк: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое(Пс 109:3), но, очевидно, — не «творение Твое». Ведь и Соломон утверждает: прежде всех холмов рождает Меня (Притч 8:25). Святой Григорий в своем [втором] слове о Сыне истолковал изречение Господь сотворил Меня началом путей Своих (Притч 8:22) как относящиеся к телу Господа, которое было одушевлено в соответствии с разумом; а выражение рождает он относил к Его Божественности. Итак, коль скоро все учили о единородном Слове и Сыне, что Он рожден, а не сотворен, что же Он хочет сказать в настоящем случае, когда говорит: начало создания Божия? Ничего, кроме того, что Тот, Кто возглавляет создание Божье, обладает и началом всего. Ибо, поскольку Отец сотворил все через Сына , по достоинству Творец и Создатель всего Тот, Кто произвел все из несущего в бытие, правит над тем, что Им произведено.