Пятый Ангел вострубил … Стр. 15

Примасий: —

Когда Иоанн говорит, что ранее немногих послали вперед на лошадях, а теперь вот они же в большем числе появились на колесницах, он имеет в виду или умножение различных мнений, или увеличение числа соблазнившихся. Они бросаются в бой, так как проповедники заблуждений воюют с истиной, сражаются с единством, и о них же в похожих словах сказал апостол: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим 3:8), и так далее. Мы помним, что написано у Исайи: старец и знатный, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут (Ис 9:15-16). Сим он являет, что эти люди хотят первенствовать в том, чего все святые и учителя истины всеми силами стремились избегать, то есть в славе века сего и в заблуждении зловредной проповеди. Когда Иоанн говорит, что в хвостах их была сила их в течение пяти месяцев, он имеет в виду это временное существование, где ложь может иметь силу, пленяя никчемных и подвергая временным мукам людей духовных.

Свт. Андрей Кесарийский: —

шум от мысленных пругов сравнивается со стуком военных колесниц, то думаем, что по причине высоты и быстроты их, ибо, как говорит божественный Давид, они борют нас с высоты. — Уподобленные же скорпииным ошибы их (хвосты) указывают на следствия грехов, порождающих душевную смерть: «ибо грех содеян рождает смерть» (Иаков. 1, 15)

Тиконий: —

Хвостами он называет поводырей, которые, отступив от главы Церкви, от Христа, стали из первых последними. Подобно тому Бог посчитал достойным дать через Исайю определение: старцы, которые в почете, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. Стало быть, власть саранчи — то же, что личная особенность лжепророков, которые ложнословными и исполненными яда учениями не перестают нападать на Церковь.

Наступила эпоха однополярного мира, объединённого духовными и моральными ценностями Свободы-Губителя, ставшего для всего свободолюбивого человечества Царем. Единственный раз в Откровении говорится о наступившем историческом периоде, когда начал царствовать ангел бездны: “Царем над собою она имела ангела бездны(Откр.9:11). А там, где царь, там есть государство и подданные. Этим глобальным государством стала всемирная цивилизация свободолюбивых людей, поклонившихся Свободе-Губителю и, став его рабами, находящимися в постоянном недовольстве и беспокойстве в поисках счастья, отвергнув вечные ценности в своих гедонических порывах, будучи одержимы злыми духами, демонами: обитателями бездны.

11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. (от составителей: по-русски Губитель)
(Откровение Иоанна Богослова 9:11)