И Ангелу Сардийской церкви … Стр. 6

Слова апостола Павла “вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить(Евр.5:12) отражают духовное состояние священнослужителей, о которых говорил патриарх Алексий II.

7. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;
8. хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9. и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
10. быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
(Послание к Евреям 5:7-12)

Словами Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся (Откр.3:3)” Господь напоминает о добрых делах и духовном состоянии Церкви, находящейся в атеистическом государстве СССР, об историческом периоде которого сказано: — знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых (Откр.2:19)

Апрингий: —

Поэтому Господь убеждает: Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Он желает, чтобы было воспомянуто апостольское учение, и чтобы то, что каждый принял от начала своей веры, было сохранено. Он также призывает их к покаянию в прежних грехах. Поэтому неделающему угрожает: Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Суд Бога настигает внезапно, и никто не знает тайного часа, когда Он намерен прийти.

Свт. Андрей Кесарийский: —

Отряси, говорит, леностный сон и укрепляй членов своих, чрез неверие имеющих совершенно умереть: ибо не начинание благих дел венчает делателя, но совершение. — Итак, вспоминай, что ты принял и слышал, и сохрани полученное от Апостолов предание; в лености же своей покайся.
Звучит призыв к покаянию: “храни и покайся (Откр.3:3), обращенный к священнослужителям и верующим, поддавшимся искушению комфортом и богатством, желающим получить все доброе уже при этой жизни. Патриарх Авраам говорит что ждет тех, кто все-таки поклонится благам мира сего: —

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;>
(Св. Евангелие от Луки 16:25)

Гонения комфортом и благосостоянием породили духовную беспечность, самодовольство и общее понижение религиозно-нравственной жизни христиан. Поэтому и звучит угроза от Господа: — Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (Откр.3:3), “христианина, впавшего в религиозное равнодушие и мертвенность, можно пробудить только угрозою внезапности посещения Господом” (Лопухин).

Свт. Андрей Кесарийский: —

Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Прiиду на тя яко тать. И справедливо, потому что как смерть каждого, так и всеобщая кончина никому неизвестны. Для приготовившихся это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых врасплох — это вор, приносящий душевную смерть.