И Ангелу Сардийской церкви … Стр. 4

Это произошло потому, что начались гонения на православных верующих, которых еще в истории Церкви не было. Гонения комфортом и благосостоянием, являющиеся смыслом жизни для свободолюбивого человечества, стали тяжелым, даже невыносимым, соблазном и испытанием для верующих и клира: церковнослужителей, монашества, священников и в первую очередь для епископов, как давших монашеский обет целомудрия и нестяжания, искушаемых противоестественными монашеству желаниями. Епископам, которые принимали за благие намерения, предназначавшиеся им лично пожертвования, щедро дарились дорогие вещи, автомобили, квартиры, дома. Это была главная тактика искушения, избранная Свободой-Губителем, которому принадлежат все царства мира и славу их, — давать, одаряя благами мира сего в избытке:

8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Св. Евангелие от Матфея 4:8-10)

Преподобный Анатолий Оптинский. 1917 г.: —

Горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством и ради любви к покою готовы подчиниться еретикам… Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом…

Многие епископы и священники, соблазнившись, не выдержали гонений комфортом и благосостоянием и принимали дары, о которых говорилось со времен Сардиса в его позднейшую эпоху в выражении Вергилия из «Энеиды»: “Бойтесь данайцев, дары приносящих”, “ Дары помрачают очи на них смотрящих, то к дарам презрение поистине просветляет их.” (Свт. Андрей Кесарийский). Они принимают эти дары, в упорстве считая их за достойные, и в безумном восторге и веселии без страха утучняют себя (Иуд.11:12), предавая себя обольщению мзды (Иуд.11:11), оправдывая все это необходимостью “иметь статус” перед царями и князьями земными, подавая верующим недостойный пример, но при этом уходя из мира обыденной жизни, лицемерно рассуждая об аскетическом самоограничении, стали по своему характеру самодовольными и беспечными как звезды блуждающие (Иуд.11:13).

11. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13. свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
(Послание Иуды 11-13)

19. не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20. правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
(Книга Второзаконие 16:19,20)

Беда Достопочтенный: —

Ст. 1-2 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
Здесь Иоанн утверждает, что ангел, то есть епископ, недостаточно изобретателен в исправлении грешников. В то же самое время он хвалит его за то, что у него есть люди в белых одеждах, что соответствует самому имени сард — то есть драгоценный камень. <…> И в самом деле, ты представляешься себе самому живым, однако, если не станешь бодрствовать в исправлении неправедных, окажешься среди мертвых. <…> Дела руководителя неполны перед лицом Божиим — даже такого, кто выглядит непорочным перед людьми, если он не прилагает все свои усилия к тому, чтобы восставить также и других.