Второй Ангел вострубил … Стр. 3

Духовные определения и толкования святых и богословов

Толкования на Откровение Иоанна Богослова 8:8

8. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью…
(Откровение Иоанна Богослова 8:8)

Свт. Андрей Кесарийский: —

Ст. 8-9 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Сим, сообразуясь с мнениями некоторых, свидетельствуется, что по воскресении море с живущими в нем будет гореть очистительным огнем. Если указание на третью часть и является здесь несообразным, ибо, как сказано, мучимых будет больше, чем спасаемых, то несоответствие такое может быть устранено, если сии слова отнести к настоящей жизни, которая образно и называется морем. Тогда и подтвердится, что третья часть всех живущих погибнет, ибо по бездне Божественных судов одни будут наказаны скоро, а другие, по долготерпению, введены будут к покаянию и обращению. — Под горой, полагаем, следует разуметь диавола, который, будучи на нас распаляем яростью и соблюдаем для геенны, во время своего попущения рассеет и погубит в море третью часть островов, кораблей и живущих в нем, как никогда сделал с Иовом; ибо он, по Божественному праведному суду, есть враг и мститель, так как «кто кому повинится и покорится, тот тому и поработает» (2 Петр. 2, 19).- Ничего, наконец, нет странного и с разумом несообразного, если смерть душевная посылается и на тех, которые в море хулят Троицу делами жизни и словами.

Тиконий: —

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью
Говоря о горе, пылающей огнем, Иоанн имеет в виду дьявола, который пожирает тех, кто сблизился с ним. Большим же потому назван, что он ангел среди других ангелов и сам сотворен. <…> Морем он называет мир, в котором наблюдал дьявола, низвергнутого с небес, словно огонь пылающий.

Примасий: —

Гора, пылающая в море, есть дьявол, посланный в народы. Третья часть моря сделалась кровью: кровь есть мудрость плоти, которая враждебна Богу. Так сказано о ней, ибо через нее душа человеческая погибает. Посему апостол говорит: Мудрствование по плоти смерть есть, ибо плоть и кровь Царствия Божьего не приобретут (Рим 8:6).

Беда Достопочтенный: —

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью
Вторая [труба означает] извержение из Церкви дьявола, еще сильнее возжигающего море века сего. <…> С ростом христианской религии дьявол, раздувшийся от высокомерия и пылающий огнем своей злости, был низвержен в море века сего, по слову Господа: если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет (Мф 21:21). Это не значит, что он не был там прежде, но, извергнутый из Церкви, он еще более ополчился на своих последователей, навлекая на них спесью плотской премудрости духовную смерть. Ведь помышления плотские суть смерть (Рим 8:6) Апостолов наставляли не плоть и не кровь, но Отец, Сущий на небесах. Они управляли кораблем веры по тому самому морю, по которому прошли стопы Господа.

Тиконий: —

и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла
Другое издание, гласящее: [третья часть] одушевленных тварей, очевидно, показывает их духовно мертвыми, подобно тому, как апостол говорит о вдове: сластолюбивая заживо умерла (1 Тим 5:6). Потому и звучит [это место] так, будто одна треть погубила другую треть — преданием вредоносным и подражанием бессодержательному учению.
На самом деле, сказав, что часть одушевленных тварей умерла, он имеет в виду духовно мертвых и отторгнутых от Царствия Божия людей. И третья часть птиц пала. В таком случае — погибла та треть, которая в море, или своей смертью погубила другую треть. Он описывает дьявола и тех, кто сговорился с дьяволом, кто, отлетая подобно птицам, происками своими вводили в обман или желали ввести в обман всех по всему миру.