Определение исторических периодов. Cтр. 8

Примасий: —

И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам
Ввиду различных страданий, которые доставляют все причиняемые ими неприятности и пороки, о злых духах говорится, что они имеют различные качества. Как справедливо где-то в Евангелии говорит Господь: дух немой и глухой (Мк 9:25), а в другом месте: нечистый дух (Лк 9:42). Пророк в одном месте говорит: дух блуда ввел их в заблуждение (Ос 4:12). Не вследствие чего-либо другого, а именно этого, этот дух низводит плененных до совершения нечистых поступков.
По этой же причине Иоанн упоминает здесь всех трех нечистых духов, потому что желает указать, что единое тело дьявола составлено из обычных для него различий. Автор упоминает тех духов, которые обладают более сильной властью, прежде выводя дьявола в образе дракона, потом зверя, который есть антихрист со своими последователями, а потом в виде лжепророкавождей и учителей вредоносных доктрин. Следовательно, он видит одного духа, но упоминает трех по числу частей единого тела, так что полное число погибших показано как ведомое единым нечистым духом.
Возможно, поэтому Иоанн присовокупляет образ ужасной мерзости жаб, сравнивая с ними пророков в бесстыдстве. Ибо эти лжепророки, подобно живущим ночью в клоаках жабам, с шумом распространяют достойное осуждения заблуждение. Ибо как жабы и местом обитания, и обликом, и гнетущим кваканьем вызывают ненависть, так и дьявол со своими приспешниками признается поистине отвратительным, по заслугам и справедливо достойным вечного огня. Я полагаю, однако, что нечто подобное подразумевает блаженный апостол, когда предваряет коринфян такими словами: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор 6:14-16).
Итак, здесь, когда Иоанн говорит, что из уст их вышли нечистые духи в образе жаб, то это как если бы он сказал: почему ты сравниваешь с небесами грязь, которая является местом обитания жаб, то есть ужасных богохульств лжепророка? Он объявляет: насколько учителя истины отстоят от лжепророков, настолько жабы — от святых. Так что те, кто не способен признать, что его заблуждения должны быть изобличены силою рассуждения, по крайней мере, натолкнувшись на уродство жаб, попытаются избежать таких людей, которые, словно жабы, препятствуют невежам, чтобы они не восприняли истину тихим служением молитвы.

Цезарий Арльский: —

И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам
Жабы помимо свойственной им непосредственно грубости также нечисты по месту проживания. Они, поскольку считаются коренными обитателями вод, не только не переносят отливы и засухи, но также в самой воде возятся в грязи и нечистотах. <…> Жабам также подобны люди, которые не стыдятся там валяться в грехах и преступлениях, в то время как другие от них отказываются через раскаяние и крещение. Некоторые обращаются к Богу и раскаиваются в том, что были горды, развратны, привержены пьянству и жадны, но потом продолжают этим грехам следовать, размышляя в себе: теперь я делаю, что хочу, а потом покаюсь как тот, кто от них отказался, действительно принеся покаяние. И внезапно наступает для него последний день — и исповедание веры исчезает а проклятие остается. Таковые те, кто хотят подражать другим не в благе, а в зле, и, словно жабы, находятся и барахтаются в грязи, от которой другие избавлены.