Начертание. Cтр. 15

Сщмч. Ириней Лионский: —

Потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстанавливает в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поколение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных. Ибо, воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину шесть локтей, и из-за него Анания, Азария и Мисаил, не поклонявшиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая грядущее в конце сожжение праведных. Ибо все то изображение было предзнаменованием пришествия [антихриста] и указывало, что ему одному должны поклоняться все люди.
Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означают число имени того, в кого восстанавливается все шеститысячелетнее отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный.
Вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носит имеющий прийти антихрист? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и ревности к истине, ибо имя «Еван-фас» содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю. И имя «Латинос» имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен «Титан», если написать первый слог посредством двух греческих гласных, наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древнее и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном. И оно содержит некоторый намек на мщение и мстителя, так как он (антихрист) представляется так, будто бы он мстит за угнетенных. Кроме того, оно имя древнее, достойное доверия, с царским достоинством, принадлежащее тирану. Посему, если имя «Титан» имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако, не решусь утвердительно объявлять это за имя антихриста, зная, что, если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещенным его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Диоклетиана.

Экумений: —

Здесь мудрость. Пускай кто-либо внимательно исследует имя зверя и с помощью вычисления найдет его. Апостол ведь не говорит, что вычисление странно и необычно или что именование таинственно и неоднозначно, но что способ образования числа, с помощью которого получилось шестьсот шестьдесят шесть, часто используется и известен людям.
Это число, конечно, означает много других имен — и личных имен, и прозвищ, но оно обозначает также и вот что. К личным именам относятся «Лампеций», «Бенедикт», «Титан».
«Титан» пишется через йоту, но может быть написан и через дифтонг. Если Teitan происходит от слова (натяжение), глагола (натягиваю), с будущим временем, то правильно писать его с дифтонгом. Схожие примеры: (уничтожаю) от (сею).
К подходящим прозвищам относится «победитель». Ибо, может быть, он сам себя так назвал, когда сражаясь против трех рогов или царей, исторгнул их с корнем. Смотри, что говорит о них Даниил в восьмом своем видении: Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (Дан 7:8).
Есть и другие прозвища: «буйный», «злой вождь», «истинный губитель», «порочный агнец». Возможно, он был назван этими именами из-за тех, кто противоположен ему. Он не только не устыдится от того, что так именуется, но и возрадуется этим прозвищам, поскольку и сам себя не совестится называть так. Упрекая столь порочные и богомерзкие наклонности, мудрый Апостол говорит: Слава их — в сраме (Флп 3:19). Следовательно, поскольку найдено множество имен, желающему предоставляется свобода использовать по отношению к проклятому наиболее подходящее.