Зверь и тело его. Стр. 39

Свт. Иоанн Златоуст: —

Остатки же попирает ногами. Здесь говорится о множестве войн. Какие же десять царей? Что значит небольшой рог? Я утверждаю, что это антихрист является между несколькими царями. Глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. В самом деле, что может быть высокомернее уст того, кто превозносится выше всего, называемого Богом или святынею (2Фес.2:4)? Не удивляйся, что у него глаза человеческие, ведь о нем говорится и то, что он — человек греха, сын погибели (2Фес.2:3). Почему же он мал, и не является великим с самого начала? Однако после он вырастет и победит несколько царей. Что же? За ним уже не следует другое царство, но сам Бог истребляет его.

4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
(Откровение Иоанна Богослова 13:4,5)

Свт. Андрей Кесарийский: —

Сорок два месяца показывают, что, попущением Божиим, три с половиною года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять Святых. — Селение Божие есть пребывание Бога Слова во плоти, т. е. воплощение и покой во святых, на которых, равно и на Ангелов, он обратит свое хуление.

Экумений: —

Когда все покорились и пали под его ноги, и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно. Даны кем? Людьми, обманутыми и поклонившимися ему. Ибо хвастовство — от высокомерия. Что хуже этого? Что хуже слов: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (Ис 14:13)? И немного ниже: буду подобен Всевышнему (Ис 14:14). Исайя осмеивает его, поскольку эти слова суть хула на Бога.
И дана ему власть действовать сорок два месяца. Мы ранее приняли, что сорок два месяца обозначают краткое время. Ибо всякое время кратко в сравнении с бесконечными веками, даже если оно кажется весьма большим.
И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Эти богохульства изрекаются отступником. Жилищем Бога Иоанн называет святых ангелов из-за того, что Бог обитает среди них. Ибо если относительно людей говорится: вселюсь в них и буду ходить (2 Кор 6:1б), — что можно сказать о небесных силах, как не то, что среди них обитает Бог?

Примасий: —

Эти месяцы составляют три года и шесть месяцев, которые выше обозначали свойство настоящего времени, а здесь предвещают суровость последнего гонения. Ибо, если ты помножишь четыре известных стороны света на десять заповедей закона, которые обозначают совершенство, получишь сорок. А если прибавишь к этому исполнение двойной заповеди любви, то должно получиться сорок два. Ибо нисколько не помогают произнесенные слова, не подтвержденные делами. И о Церкви говорится, что она была на время защищена как бы крыльями орла, убежав от козней дракона в пустыню, чтобы питаться тысячу двести шестьдесят дней, которые составляют сорок два месяца. Так что то же самое высчитанное число необязательно не имеет нового значения.
Он хулил Бога и Церковь, которая обитает на небесах, поскольку: Наше же жительство — на небесах (Флп 3:20), и ныне вы не по плоти живете (Рим 8:9). Я полагаю, что храм здесь еще обозначает прославленную победу тела Христова, которую, как сказано, потом хулил антихрист, когда честь, которой особо был удостоен Христос, он дерзнул присвоить себе. Поэтому Господь сказал в Евангелии, что они прельщают, если возможно, и избранных (Мф 24:24), и сразу, однако, продолжил: но ради избранных сократятся те дни (Мф 24:22).

Цезарий Арльский: —

Под этими сорока двумя месяцами мы понимаем время последних гонений. И отверз он уста свои для хулы на Бога. Очевидно, что это обозначает тех, которые ушли из кафолической Церкви: хотя казалось, что они прежде скрыто внутри Церкви придерживались будто бы правильной веры, но теперь при гонении отверстыми устами произносят хулу на Бога. И жилище Его, и живущих на небе -то есть это хула на святых, содержащихся в Церкви, которые названы небом, ибо они суть жилище Бога.